Боже, храни ГМО. Как генная инженерия спасет нас от голода и климатической катастрофы
Научпоп23 июня 2022, 20:00
Война в Украине в очередной раз доказала уязвимость глобальной пищевой промышленности.
Кроме этого на второй план отошла борьба с климатическими изменениями, которые тесно связаны с международными поставками продовольствия и эффективностью сельскохозяйственной сферы.
В США уже сообщают о массовой гибели коров из-за аномальной жары, а ученые предупреждают о необратимости глобальной катастрофы в случае повышения температуры воздуха на несколько градусов в ближайшие годы.
Одно из возможных решений проблем голода и климата может предоставить генная инженерия.
На днях ученые из Калифорнии анонсировали проект по разработке пищевых растений, которые смогут перерабатывать больше углеродных выбросов. Проект возглавила лаурет Нобелевоской премии по химии 2020 года биохимик Дженнифер Дудна.
Разбираемся, как устроена генетически модифицированная пища и почему она может спасти человечество.
Революция CRISPR
Помните технологию редактирования генов CRISPR, из-за экспертиментов с которой власти КНР преследовали китайского генетика Хэ Цзянькуйя? Именно она лежит в основе нового проекта по созданию генно-модифицированного риса Инновационного института геномики (IGI) в Калифорнии.
Технология CRISPR позволяет генетикам редактировать ДНК растений, животных и даже людей. Предполается, что CRISPR поможет защитить людей от различных мутаций и вирусов. С помощью нее ученые также смогут создавать новые более плодородные пищевые растения, устойчивые к жесткому климату.
Подпишитесь на NV Премиум и читайте без ограничений
Нам необходима ваша поддержка, чтобы заниматься качественной журналистикой
Новый проект IGI нацелен в первую очередь на создание растений, способных перерабатывать гораздо больше углеродных выбросов. Постоянно растущие выбросы углекислого газа CO2 являются главной причиной глобального повышения температуры на Земле.
«Климатические изменения — это самая серьезная проблема, с которой сегодня сталкивается мир. Она влияет на голод, распространение болезней, биоразнообразие, глобальную экономику и почти все аспекты жизни человека», — заявила основатель IGI доктор Дженнифер Дудна.
Осенью 2020-го американская биохимик Дудна вместе с французской микробиологом Эммануэль Шарпантье получили Нобелевскую премию по химии за разработку метода редактирования генома, известный сегодня как CRISPR/Cas9. Ученые доказали, что с помощью этой технологии можно вывести растительные культуры, устойчивые к плесени, вредителям и засухе.
«В течение нескольких лет мы понимали, что редактирование генома CRISPR можно использовать, чтобы помочь сельскому хозяйству адаптироваться к изменению климата. Это захватывающий новый шаг — применить тот же набор инструментов для удаления углерода и непосредственного решения проблемы изменения климата», — объяснила Дудна.
Генно-модифицированный рис
Главным донором нового проекта IGI стала Инициатива Чан Цукерберг, — благотворительная организация основателя Facebook Марка Цукерберга и его жены Чан. Инициатива выделила $11 млн на улучшение пищевых растений и почвы, которые смогут перерабатывать больше СО2.
Первым растением, которое планируют генетически модифицировать в рамках этого проекта станет рис. Сегодня рис является одним из ключевых пищевых продуктов для большей части населения Земли.
Миссия IGI заключается в улучшении фотосинтеза пищевых растений, создании культур с более длинными корнями, а также повышении способности почвы накапливать, а не выделять парниковые газы. Новые рисовые культуры смогут откладывать углерод глубже в почву, а разработанные удобрения позволят питать почвенный микробиом, который будет дольше удерживает углерод.
Исполнительный директор IGI Брэд Рингейзен заявил, что $11 млн от Инициативы Чан Цукерберг покрывают три года исследований в этом направлении. По словам Рингейзена, практическая польза от разрабатываемой технологии и позитивное влияние на сельское хозяйство может произойти через семь-десять лет.
Специалисты IGI выбрали рис в качестве первого растения для своих исследований, поскольку генетическая структура этой культуры изучена лучше всего, и ученым будет гораздо легче ее редактировать. Участницей прокта также является Памела Рональд, которая ранее помогла вывести сорт риса, устойчивый к наводнениям. Сейчас этот рис выращивают более шести миллионов фермеров в Индии и Бангладеш.
После риса генетики IGI планируют разработать новые виды сорго — злакового растения, которое выращивается в качестве хлебной, технической и кормовой культуры на всех континентах Земли.
«Растения уже являются чрезвычайно эффективным инструментом для борьбы с углеродными выбросами, которые появились в результате миллионов лет эволюции. Поэтому я все еще уверен, что CRISPR может сделать многое для улучшения сдерживания углерода в необходимом нам масштабе», — заявил доцент Массачусетского технологического института Сезар Террер, который возглавляет лабораторию по изучению взаимодействия растений с почвой.
Однако, Террер предупреждает, что подобные технологии должны развиваться параллельно с глобальными инициативами по сокращению выбросов парниковых газов.
Влияние сельского хозяйства на климат
По данным Агентства по охране окружающей среды США, сегодня сельское хозяйство производит примерно 15% от всех выбросов парниковых газов в мире.
Сельскохозяйственная деятельность, переработка отходов, использование энергии, а также сжигание биомассы приводят к значительным выбросам метана (CH4), который также повышает глобальную температуру воздуха на Земле.
Например, в сельскохозяйственной промышленности США продукты жизнедеятельности коров отвечают почти за две трети выбросов парниковых газов. Из-за этого экологи предлагают американцам заменят всю говядину в своем рационе на бобы.
Вдобавок производство говядины требует гораздо больших площадей сельскохохозяйственных угодий, чем производство курятины, свинины или зерновых растений. Предполагалось, что массовый отказ от коровьих ферм поможет восстановить леса и сократить парниковые выбросы.
«Если крупнейшие потребители говядины в мире ограничат свои запросы потребления до 1,5 гамбургера в неделю (примерно половина от того, что сейчас употребляет среднестатистический американец) планета могла бы содержать население в 10 млрд человек без необходимости превращать больше лесов в сельскохозяйственные угодья», — заявляла вице-президент по науке и исследованиям в Институте мировых ресурсов Джанет Ранганатан.
В то же время, представители Эдинбургского университета заявляли, что «мясо имеет решающее значение для физического и психического здоровья детей, особенно в развивающихся странах».
Решением этой проблемы также может стать генная инженерия.
Искусственное мясо
В 2018 году Агентство США по контролю за продуктами и лекарствами одобрило использование искусственного мяса, которое разрабатывают компании вроде голландской Mosa Meat и американской Impossible Foods.
Технология создания подобных продуктов заключается в использовании клеток организма животных, обогащенных специальной сывороткой из их крови. С помощью этого уже создают мясо на растительной основе, которое имеет идентичные вкусовые качества и позволяет не убивать животных.
Бургеры от Impossible Food доступны в нескольких тысячах заведений общепита в США, включая популярную сеть гамбургеров White Castle.
В начале 2020-го Сингапур также стал первой страной в мире, которая разрешила продажу искусственного куриного мяса американской компании Eat Just.
Клетки для продукта Eat Just выращиваются в биореакторе объемом 1200 литров, а затем комбинируются с растительными ингредиентами. Среда для выращивания такого мяса включает бычью сыворотку, которая извлекается из крови плода, а затем почти полностью удаляется.
Компании, которые выращивают мясо в лабораторных условиях, считают, что их продукты могут помочь отучить приверженных мясоедов от традиционных источников производства этого продукта.
Некоторые компании также выращивают мясо рыб в лабораторных условиях: калифорнийский стартап BlueNalu разрабатывает морепродукты с помощью клеток мышц живой рыбы, которые модифицируют в растительной среде из множества питательных веществ.
В январе 2022-го представители BlueNalu объявили о сотрудничестве с крупнейшим в Японии оператором суши FOOD&LIFE COMPANIES для поставки искусственного тунца. Мясо тунца, выращенное на основе клеток этой рыбы семейства скумбриевых, планировали подавать в более 1000 ресторанов в Корее, Тайване, Сингапуре, Гонконге, Таиланде и материковом Китае.
Подобные продукты не только не вредит животным и окружающей среде, но и могут быть даже полезнее, чем естественное мясо: клеточный способ выращивания позволяет избавить пищу от паразитов, бактерий, ртути, микропластика и других вредных веществ, которые отравляют животных в море и на суше.