Ученые описали удивительные потоки древних миграций, захватившие разные континенты

27 октября 2015, 20:47

Ученые заполняют пробел в истории миграции предков человека

Фото: wikipedia.org

Ученые описали удивительные потоки древних миграций предков современного человека, захватившие разные континенты, сообщает Наука и Жизнь со ссылкой на журнал Science

Известно, что Африка является местом рождения нашего вида и исходной точкой древних миграций, которые охватили весь земной шар.

Однако, как ни странно, ее никак не затронули новые методы изучения человеческого прошлого с помощью исследований древней ДНК. В большинстве случаев, это было обусловлено тем, что кости с ДНК древних африканцев плохо сохранилась из-за жаркого и влажного климата. В результате, Африка осталась белым пятном на научной карте генетиков.

Но статья, посвященная исследованию ДНК из Африки, принадлежащей охотнику-собирателю,   жившему около 4,5 тысячи лет назад, заполняет этот досадный пробел в знаниях.

Так, антропологи Джон и Кэтрин Артур из Университета Южной Флориды в 2012 году нашли хорошо сохранившийся скелет в пещере Мота, что в горах Эфиопии.  ДНК этого охотника дает первое представление о том, какими были африканские гены до более поздних миграций.

Так, скорее всего, человек из пещеры Мота был кареглазым и смуглым, гены указывают на то, что он хорошо приспособился к жизни в горах. Однако, сравнение генома Мота с ДНК современных африканцев показало неожиданные результаты.

Африка обычно рассматривается как отправной пункт миграций, но новое исследование показывает масштабную миграцию в обратном направлении. Вероятно, около 3,5 тысяч лет назад земледельцы Ближнего Востока переселились на родину человечества и проникли глубоко внутрь Африки, распространившись среди изолированных групп населения: койсан из Южной Африки и пигмеев в Конго.

Сравнив ДНК человека из пещеры Мота с данными 40 популяций Африки и 81 популяции Европы и Азии,  ученые установили, что охотник ближе всего к современному племени Ари, которое  до сих пор обитает неподалеку от места находки. При этом, человеку из Моты не хватает 4-7% ДНК современных африканцев, которые скорее всего существенно изменились за последние 4,5 тысячи лет.

Оказалось, что "новые" участки генома ближе всего к ДНК современных жителей Сардинии и даже древних земледельцев Германии!

Генетик Андреа Маника из Кембриджского университета полагает, что и европейские земледельцы и африканцы унаследовали часть ДНК из одного и того же источника – от населения Ближнего Востока, возможно, из Анатолии или Месопотамии.