Переписывайте учебники. Микробы оказались способны производить кислород без солнечного света

12 января, 10:07
В глубинах океана нашли необычных бактерий (Фото:NOAA Office of Ocean Exploration and Research)

Ученые обнаружили, что микроб под названием Nitrosopumilus maritimus и его родственники способны выживать в темных, обедненных кислородом средах, производя кислород самостоятельно.

Они делают это, используя биологический процесс, который раньше никогда не встречали, отметили датские биологи.

«Эти парни действительно в изобилии встречаются в океанах, где они играют важную роль в круговороте азота. Для этого им нужен кислород, поэтому давняя загадка, почему их также очень много в водах, где нет кислорода. Мы думали, может они просто болтаются там без дела?», — рассказала микробиолог Беате Крафт из Университета Южной Дании.

В новой работе исследователи удалили микробы из их естественной среды обитания и перенесли в лабораторию. Команда хотела поближе взглянуть на то, что произойдет, когда весь доступный кислород исчезнет, ​​и не будет солнечного света для производства нового кислорода. Тот же сценарий происходит, когда N. maritimus перемещается из богатых кислородом вод в обедненные кислородом.

Они обнаружили нечто неожиданное: микроорганизмы производили собственный кислород для создания нитритов с газообразным азотом (диазотом) в качестве побочного продукта.

«Мы видели, как они израсходовали весь кислород в воде, а затем, к нашему удивлению, через несколько минут уровень кислорода снова начал расти. Это было захватывающе», — говорит геобиолог Дон Кэнфилд из Университета Южной Дании.

На данный момент исследователи не уверены, как микробы справляются этой задачей, но отмечают, что количество производимого кислорода кажется относительно небольшим (достаточным только для их собственного выживания).