На экологов надежды мало. Микробы по всему миру эволюционируют, чтобы поедать пластик — исследование

16 декабря 2021, 12:53
Бактерии уже могут уничтожать пластик (Фото:Rob Noble)

Ученые-биологи из Технологического университета Чалмерса в Швеции показали, что микробы в океанах и почвах по всему миру эволюционируют, чтобы поедать пластик.

В ходе исследования было сканировано более 200 миллионов генов, обнаруженных в образцах ДНК, взятых из окружающей среды, и найдено 30 000 различных ферментов, которые могут разрушать 10 различных типов пластика.

Исследование является первой крупномасштабной глобальной оценкой способности бактерий разлагать пластик. Авторы работы обнаружили, что каждый четвертый из проанализированных организмов содержит подходящий фермент.

Исследователи обнаружили, что количество и тип обнаруженных ими ферментов соответствовали количеству и типу пластикового загрязнения в разных местах. По словам ученых, результаты «свидетельствуют об измеримом влиянии пластикового загрязнения на глобальную микробную экологию».

«Мы нашли несколько линий доказательств, подтверждающих тот факт, что потенциал глобального микробиома по разложению пластика связан с измерениями загрязнения окружающей среды пластмассой, что является важной демонстрацией того, как окружающая среда реагирует на давление, которое мы оказываем на нее», — сказал профессор Алексей Зелезняк в Технологическом университете Чалмерса в Швеции.

Ян Зримек, также из Университета Чалмерса, сказал: «Мы не ожидали найти такое большое количество ферментов в таком большом количестве различных микробов и средах обитания. Это удивительное открытие, которое действительно иллюстрирует масштаб проблемы».

Читайте также: Бактерии справятся. Найден способ очистить мировой океан от микропластика

По словам исследователей, стремительный рост производства пластика за последние 70 лет с 2 до 380 млн тонн в год дал микробам время развиться и заняться пластиком.

Исследование началось с компиляции набора данных из 95 микробных ферментов, которые, как известно, разлагают пластик, часто обнаруживаются у бактерий на свалках и подобных местах, изобилующих пластиком.

Затем команда искала аналогичные ферменты в образцах ДНК окружающей среды, взятых другими исследователями из 236 разных мест по всему миру. Около 12000 новых ферментов было обнаружено в пробах океана, взятых в 67 местах и ​​на трех разных глубинах.

Результаты показали стабильно более высокие уровни разрушающих ферментов на более глубоких уровнях, соответствующие более высоким уровням пластикового загрязнения, которые, как известно, существуют на более низких глубинах.

Образцы почвы были взяты из 169 мест в 38 странах и 11 различных местообитаниях и содержали 18 000 ферментов, разлагающих пластик.

Ученые заявили, что почти 60% новых ферментов не вписываются ни в один из известных классов ферментов, предполагая, что эти молекулы разлагают пластмассы способами, которые ранее были неизвестны.

Ранее НВ писал, что cубтропический круговорот северной части Тихого океана является домом для объекта, который известен как «Большое тихоокеанское мусорное пятно», на котором появились растения и животные.

Ученые начинают понимать, что множество прибрежных видов, обычно незнакомых с открытым океаном, начинают колонизировать эту новую пластиковую среду обитания.

В новой статье морской эколог Линси Харам, бывший научный сотрудник Смитсоновского центра экологических исследований (SERC), описал виды, которые решили назвать океанический «мусорный участок» своим домом.

Харам и его коллеги отмечают, что происходит сдвиг в составе видов океанических беспозвоночных с появлением все большего разнообразия прибрежных видов, способных занимать эти пластиковые плоты. В эти сообщества входят виды анемонов, гидроидов и креветкообразных амфипод.