Почти внеземная жизнь. Ученые вырастили микробов на куске марсианской породы

24 февраля 2021, 15:47

Австрийские ученые измельчили небольшой кусочек марсианского метеорита «Черная красавица» и использовали его для выращивания экстремофильных микробов.

Это не только демонстрирует, что жизнь действительно может существовать в реальных марсианских условиях, но и дает астробиологам новые маркеры, которые они могут использовать для поиска признаков древней жизни в коре Марса.

«Черная красавица — одно из самых редких веществ на Земле, это уникальная марсианская брекчия, образованная различными частями марсианской коры (возраст некоторых из которых составляет 4,42 ± 0,07 миллиарда лет) и выброшенная миллионы лет назад с поверхности Марса» — сказала астробиолог Татьяна Милоевич из Венского университета в Австрии.

«Нам пришлось выбрать довольно смелый подход — раздробить несколько граммов драгоценного марсианского камня, чтобы воссоздать возможный вид самой ранней и простейшей формы жизни Марса», — добавила она.

Если на Марсе существовала древняя жизнь, то из всех форм жизни на Земле она, скорее всего, напоминала экстремофилов. Это организмы, которые живут в условиях, которые мы когда-то считали слишком враждебными, чтобы поддерживать жизнь, например, сверхсоленые озера в Антарктиде, или вулканические геотермальные источники, или нижняя кора Земли, глубоко под морским дном.

Судя по всему, на древнем Марсе миллиарды лет назад атмосфера была плотной и богатой углекислым газом. При этом у ученых есть образцы горных пород, которые составляли марсианскую кору, когда планета была еще молодой.

Здесь, на Земле, организмы, которые могут связывать углекислый газ и преобразовывать неорганические соединения (например, минералы) в энергию, известны как хемолитотрофы, так что это то, что группа исследователей рассматривала как вид организмов, которые могли бы жить на Марсе.

«Можно предположить, что формы жизни, похожие на хемолитотрофов, существовали там в первые годы существования красной планеты», — сказала Милоевич.

В качестве микроба они выбрали Metallosphaera sedula, который обитает в горячих кислых вулканических источниках. Его поместили на марсианский минерал в биореактор, который тщательно нагревали и насыщали воздухом и углекислым газом. Команда использовала микроскопию, чтобы наблюдать за ростом клеток.

Они действительно росли — и основная масса Черной красавицы, которая использовалась для контроля, позволила ученым наблюдать, как микроб использовал и преобразовывал материал, чтобы строить клетки, оставляя после себя биоминеральные отложения.

«Выросший на материале марсианской коры, микроб образовал прочную минеральную капсулу, которая состояла из комплексных фосфатов железа, марганца и алюминия», — сказала Милоевич.

Это может дать бесценные данные для поиска древней жизни на Марсе. Марсоход Perseverance, который на прошлой неделе прибыл на красную планету, будет искать именно такие биознаки. Теперь, когда астробиологи знают, как выглядят кристаллические отложения M. sedula, им может быть легче идентифицировать потенциально похожие вещи в образцах Perseverance.

По словам исследователей, исследование также подчеркивает, насколько важно использовать настоящие марсианские образцы для проведения таких исследований. Хотя мы смоделировали доступный реголит Марса, а марсианские метеориты встречаются редко, мы можем получить бесценную информацию, используя реальный объект.

Ранее НВ писал, что ученые из NASA и Немецкого аэрокосмического центра запустили в стратосферу несколько грибковых и бактериальных организмов в рамках эксперимента MARSBOx. По итогам эксперимента оказалось, что на Марсе могут выжить земные микроорганизмы.

Стратосфера, второй основной слой атмосферы Земли, расположенный над озоновым слоем, имеет условия, которые очень напоминают Красную планету, и является идеальным местом для отправки образцов, чтобы выяснить, выживут ли они на Марсе.

В результате эксперимента выяснилось, что некоторые микроорганизмы могут жить на поверхности Марса, пусть и ограниченное время. Но исследователи обнаружили, что споры могут быть возрождены после того, как вернутся домой.

Воздушный шар NASA доставил контейнер в стратосферу, где образцы были подвержены марсианским условиям и подвергались УФ-излучению в тысячу раз большему, чем уровни, вызывающие солнечный ожог. Споры Aspergillus niger пережили путешествие.