Погодка не очень. На Марсе нашлись следы множества ледниковых периодов

21 января 2021, 14:00

На поверхности Марса сохранились следы сразу нескольких оледенений планеты за последние 100 миллионов лет.

Научную работу с такими выводами подготовил геолог Джозеф Леви из Университета Колгейт в штате Нью-Йорк. Она опубликована в журнале Proceedings of the National Academies of Sciences (PNAS) Национальной академии наук США. В исследованиях Леви прибегал к помощи своих студентов, которые также выпустили несколько дополняющих статей.

Последнее глобальное оледенение по всей Земле произошло около 20 тыс. лет назад, а его следы ученые находят до сих пор. Таким образом они понимают, как выглядит ландшафт, который пережил ледниковый период.

Главным «маяком» пережитых длительных холодов являются камни — по их виду ученые могут определить, были ли они скованны льдом. Леви вместе со студентами изучал фотографии с зонда Mars Reconnaissance Orbiter (MRO) с разрешением 25 сантиметров на пиксель.

Сначала геолог попытался заручиться помощью нейросети, но даже после нескольких тренировок ИИ ошибался слишком часто. Потому Леви со студентами пришлось выискивать камни самостоятельно.

Сравнение плотности расположения камней около ледников Муллинс и Фридман на Земле с марсианскими образованиями (Фото: Joseph S. Levy / PNAS)
Сравнение плотности расположения камней около ледников Муллинс и Фридман на Земле с марсианскими образованиями / Фото: Joseph S. Levy / PNAS

Ледники на Марсе — это огромные каменистые породы, что-то вроде скал, скованные льдом. Когда лед отступает, на поверхности остаются камни — чем дальше от нынешнего края ледника, тем они меньше. Проблема в том, что на Марсе мелкие камни были перемешаны с большими, что запутало ученого.

Со временем он нашел несколько закономерностей, которые вывели его на гипотезу о том, что камни, которые освободились из-подо льда на Марсе, сгруппированы. Это означает, что ледниковые периоды то наступали, то отступали — Леви предполагает, что таких периодов было шесть.

Эти данные можно будет проверить, когда появятся новые фотографии с большим разрешением, но даже такая информация важна. Одна из главных теорий формирования ледников на Марсе — колебания наклона вращения планеты. А если за последние 100 млн лет ледниковых периодов было несколько, это означает, что Марс был крайне нестабильной планетой.