Теперь мы знаем, как исчезли динозавры. В решении загадки помогла астероидная пыль

10 марта 2021, 12:37
Цей матеріал також доступний українською

Около 65 млн лет назад произошло последнее массовое вымирание всех видов, населявших Землю. Жертвой стали динозавры, но ученые долго не могли определиться, что именно стало причиной уничтожения.

Более 99% всех организмов, которые когда-либо жили на Земле, в настоящее время вымерли. Большинство сделали это незаметно. Но за всю историю нашей планеты было пять крупных массовых вымираний, во время которых миллионы видов вымирали одновременно.

Последнее из них произошло около 65 млн лет назад, и его жертвами стали динозавры: за исключением морских черепах и крокодилов, четвероногие животные весом более 25 кг не выжили.

У ученых долгое время было две ведущих теории относительно того, что вызвало массовое вымирание. Первый вариант рассматривал удар астероида, который создал ударный кратер Чиксулуб шириной 180 км на современном полуострове Юкатан в Мексике. Вторым вариантом была серия извержений вулканов в Индии, пишет The Conversation.

И вот наконец группа европейских ученых, кажется, поставила в этом вопросе точку: это был астероид. К такому выводу они пришли во время своего исследования, результаты которого были опубликованы в журнале Science Advances.

Ученые исследовали кратер, который сейчас находится под водой, и изучили образцы горных пород, собранных там. Они обнаружили слой земной грязи, смешанной с «космической пылью», содержащей элемент иридий, который в высоких концентрациях содержится в метеоритах, но редко встречается в земной коре. В кратере слой иридия был в четыре раза толще, чем вокруг.

Также исследователи обнаружили 5-сантиметровый слой отложений из самого раннего палеогена — геологического периода, который начался сразу после исчезновения. В нем концентрация иридия составляла 1 часть на миллиард по сравнению с 0,04 части на миллиард в земной коре.

При этом, иридий приблизительно такого же «возраста» находили в более чем в 100 местах по всему миру. Дело в том, что после удара в воздух взлетело целое облако испарений породы с высоким содержанием этого элемента, которое и стало путешествовать по Земле. Облака заблокировали солнечный свет, что спровоцировало длительное многолетнее похолодание — температура планеты местами снизилась на 10 °C. Это привело к нарушению фотосинтеза, разрушению пищевых сетей и коллапсу общемировой экосистемы.

Но не все так однозначно, ведь перед смертоносным ударом астероида было еще кое что. Серия извержений вулканов также оставила свой отпечаток в вымирании динозавров, хоть и не стала основной причиной их массовой кончины.

За 150−300 тыс. лет до исчезновения динозавров произошло глобальное потепление на 2−4 °C, вызванное тем, что вулканы в индийском плато Декан выпустили более десяти миллионов кубических километров материала и газов. Вулканизм мог вызвать биотический стресс, но не полную гибель организмов. Основная же фаза извержений вполне могла быть спровоцирована ударом астероида.

Массовое вымирание динозавров могло произойти как в результате двойного (более длительного) удара от извержений вулканов и удара астероида, утверждают ученые. Но именно космическое тело сыграло ключевую — если не единственно главную — роль.