Занесли жизнь? В образцах с астероида Итокава нашли органические молекулы

5 марта 2021, 08:03

Исследователи обнаружили первые свидетельства наличия органических материалов, необходимых для жизни на Земле, на поверхности астероида S-типа.

Международная группа исследователей недавно провела углубленный анализ одной из частиц, привезенных с астероида Итокава первоначальной миссией Хаябуса Японского космического агентства (JAXA) еще в 2010 году.

Большинство метеоритов Земли происходит от астероидов S-типа, богатых углеродом, таких как Итокава, поэтому знание того, что они могли содержать важные ингредиенты для жизни на нашей планете, является значительным шагом вперед в нашем понимании того, как могут возникать условия формирования жизни.

Изучив образец, команда обнаружила, что органический материал, полученный от самого астероида, со временем эволюционировал в экстремальных условиях, включая воду и органическое вещество из других источников.

Это похоже на процесс, который произошел на Земле, и помогает нам лучше понять, как самые ранние формы земной биохимии могут быть просто продолжением химии, происходящей внутри многих астероидов.

«Эти открытия действительно интересны, поскольку они раскрывают сложные детали истории астероида и то, что путь его эволюции так похож на путь эволюции пребиотической Земли», — говорит геолог Куини Чан из Лондонского королевского университета Холлоуэй.

С момента возвращения Хаябусы десять лет назад более 900 частиц нетронутой астероидной грязи, взятой из его полезной нагрузки, были отделены и хранятся в чистой комнате JAXA.

Менее 10 из них были изучены на предмет признаков органической химии, но было обнаружено, что все они содержат молекулы, состоящие преимущественно из углерода.

Итокава — это то, что называют каменным (или кремнистым) классом астероидов или s-классом. После ранних исследований его материала было установлено, что это обычный хондрит — относительно неизмененный тип космической породы, представляющий более примитивное состояние внутренней Солнечной системы.

Чан и ее коллеги взяли только одну из этих пылинок, частицу шириной 30 микрометров, немного напоминающую континент Южной Америки, и провели подробный анализ ее состава, включая исследование содержания в ней воды.

Они обнаружили множество углеродных соединений, включая признаки неупорядоченных полиароматических молекул явно внеземного происхождения и структуры графита.

«После детального изучения международной группой исследователей, наш анализ отдельного зерна, получившего прозвище Амазонка, сохранил как примитивное (ненагретое), так и обработанное (нагретое) органическое вещество в пределах десяти микрон (тысячная часть сантиметра) расстояния. Наш анализ Итокавы показывает, что астероид включил в себя водяной лед», — говорит Чан.

Добавим, японский зонд Хаябуса, запущенный в 2003 г. к астероиду Итокава, в 2010 г. впервые в истории сумел доставить на Землю образцы материалов, собранных на поверхности иного, нежели Луна, космического объекта.

Ранее НВ писал, что среди образцов, доставленных на Землю с помощью капсулы миссии Хаябуса-2, был обнаружен небольшой искусственный объект. Ученые из Японского космического агентства JAXA предполагают, что это — осколок самого космического зонда.

«Мы еще не подтвердили происхождение искусственного объекта. Во время отбора пробы использовался механизм, и возможно, что это был алюминий, который отделился от рожка отборника проб в то время», — заявили японские исследователи.

Ученые добавили, что уже были вскрыты камеры для улавливания проб B и C, и затем содержимое камер A и C было перемещено в контейнеры для сбора образцов. Самые крупные частицы в камере C имеют диаметр около 1 см. Для сравнения, песчинки черного цвета, ранее обнаруженные у отверстия контейнера, имеют диаметр около 1 мм.

Глава исследовательской группы JAXA Усуи Томохиро сказал, что образцов оказалось даже больше, чем ожидалось. Вес образцов грунта с астероида, доставленных на Землю, равен 5,4 г. Это гораздо больше, чем 0,1 г грунта, который планировалось добыть в рамках миссии.