Вкусы весьма специфичны. Ученые нашли микроб, который питается метеоритами

6 декабря 2019, 08:03

Биологи установили, что микроб Metallosphaera sedula обладает склонностью к употреблению минералов в сочетаниях, которые характерны для метеоритов.

Обнаружение подобных организмов не только наводит на размышления о том, как земная жизнь может выжить вне планеты, но и дает представление о том, как ранние существа могли получать ключевые питательные вещества через метеориты.

Технический термин для живого существа, которое может использовать камни в качестве источника энергии, уже существует — хемолитотроф. Уже известно, что некоторые бактерии, такие как Leptospirillum ferrooxidans и Acidithiobacillus ferrooxidans, окисляют железо в метеоритах.

Чтобы найти микроб, который мог бы рассматривать метеориты как нечто большее, чем просто камень с железом, команда обратилась к термоацидофилам — микробам, которые хорошо справляется с жарой и низким pH. Их выбор, Metallosphaera sedula, уже давно известен специфичными вкусами: он способен поглощать сульфид железа из угля.

Чтобы выяснить, действительно ли микроорганизм предпочтет метеориты, колонии этих существ предложили образец, отражающий свойства обычного для Земли типа каменистых метеоритов: NWA 1172, кусок минерала весом 120 килограммов, который нашли еще в 2000 году. Ученые предположили, что он должен понравиться микроорганизму.

«NWA 1172 — мультиметаллический материал, который может содержать гораздо больше микроэлементов для облегчения метаболической активности и роста микроорганизмов», — объясняет астробиолог Татьяна Милоевич из Венского университета.

Культуру подсадили на стерильный образец метеорита. Для сравнения микроорганизмам также предложили измельченный метеорит и другое минеральное «блюдо»: измельченные образцы медно-железо-серного минерального халькопирита. Ученые обнаружили существенную разницу в росте колоний в зависимости от вида «диеты».

Авторы отмечают, что по всем признакам внеземная диета больше нравилась этим существам, чем наземные минеральные смеси.

«Наши исследования подтверждают способность M. sedula выполнять биотрансформацию метеоритных минералов, обнаруживать микробные отпечатки пальцев, оставленные на материале метеорита, и обеспечить следующий шаг к пониманию биогеохимии метеоритов», — говорит Милоевич.

Ранее НВ сообщало, что международная команда ученых нашла в метеоритах рибозу и другие необходимые для жизни сахара. Новое открытие подтверждает гипотезу о том, что химические реакции в астероидах — родительских телах многих метеоритов — могут превращать молекулы в некоторые компоненты жизни.