Зарождение жизни. Ученые нашли в метеоритах молекулы сахаров

21 ноября 2019, 11:28
Цей матеріал також доступний українською

Международная команда ученых нашла в метеоритах рибозу и другие необходимые для жизни сахара.

Новое открытие подтверждает гипотезу о том, что химические реакции в астероидах — родительских телах многих метеоритов — могут превращать молекулы в некоторые компоненты жизни.

Группа исследователей обнаружила рибозу и другие биологически важные сахара, в том числе арабинозу и ксилозу, в двух разных метеоритах, богатых углеродом, NWA 801 (тип CR2) и Мерчисон (тип CM2).

Рибоза является важнейшим компонентом РНК (рибонуклеиновой кислоты). В большей части современной жизни РНК служит молекулой-посланником, которая копирует генетические инструкции из молекулы ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты) и доставляет их на молекулярные фабрики в клетке, называемые рибосомами. Рибосомы, в свою очередь, «читают» РНК для создания специфических белков, необходимых для осуществления жизненных процессов.

«Ранее в метеоритах были обнаружены другие важные строительные блоки жизни, включая аминокислоты (компоненты белков) и нуклеиновые основания (компоненты ДНК и РНК), но сахара были недостающим элементом среди основных строительных блоков жизни», — сказал Есихиро Фурукава из Университета Тохоку, Япония, ведущий автор исследования.

Команда обнаружила сахара путем анализа порошкообразных образцов метеоритов с помощью газовой хроматографии масс-спектрометрии, которая сортирует и идентифицирует молекулы по их массе и электрическому заряду. Они обнаружили, что содержание рибозы и других сахаров варьировалось от 2,3 до 11 частей на миллиард в NWA 801 и от 6,7 до 180 частей на миллиард в Мурчисоне.

Поскольку Земля наводнена жизнью, команде пришлось рассмотреть возможность того, что сахара в метеоритах просто возникли в результате загрязнения земной жизнью. Многочисленные доказательства, включая изотопный анализ, указывают на малую вероятность такого загрязнения.

К примеру, углерод в метеоритных сахарах был значительно обогащен тяжелыми изотопами углерода, его было намного больше того количества, которое наблюдается у живых существ на Земле, что подтверждает вывод о том, что он пришел из космоса.

«Наша работа дает первые прямые доказательства наличия рибозы в космосе и доставки сахара на Землю. Внеземной сахар мог способствовать формированию РНК на пребиотической Земле, что, возможно, привело к возникновению жизни», — подчеркнул ученый.

Команда планирует проанализировать больше метеоритов, чтобы лучше понять обилие внеземных сахаров. Они также планируют увидеть, имеют ли молекулы внеземного сахара левостороннее или правостороннее смещение. Некоторые молекулы бывают двух видов, которые являются зеркальным отражением друг друга, как ваши руки. На Земле жизнь использует левые аминокислоты и правые сахара. Ученые хотят знать, откуда взялась такая асимметрия.