Странная жидкость. Ученые обнаружили загадочные озера на спутнике Сатурна

17 апреля, 20:00

Странная жидкость. Ученые обнаружили загадочные озера на спутнике Сатурна

Странная жидкость. Ученые обнаружили загадочные озера на спутнике Сатурна - фото

NASA/JPL-Caltech/Univ. Arizona/Univ. Idaho

На спутнике Сатурна существуют сезонные озера

В NASA расшифровали данные с зонда Cassini-Huygens об озерах на спутнике Сатурна - Титане. Оказалось, жидкость на поверхности Титана гораздо более загадочная, чем ученые считали ранее.

Пока зонд InSight изучает сейсмологическую активность на Марсе, а зонд Parker Solar Probe следит за электромагнитными полями вокруг Солнца, ученые на Земле расшифровывают данные, которые орбитальная станция Cassini отправила из другого уголка Солнечной системы, - со спутника Сатурна - Титана.

Этот спутник давно считается одним из самых привлекательных объектов для изучения, поскольку только на Титане ученые подтвердили наличие жидкости. Никакие другие спутники или планеты в Солнечной системе не могут таким похвастаться.

Именно поэтому представителям NASA и Европейского космического агентства пришлось ждать более 7 лет, пока Cassini долетит от нашей планеты до орбиты Сатурна и начнет изучать так называемого “близнеца Земли”. За 13 лет (с 2004-го по 2017-й), Cassini передал на Землю около 635 гигабайт данных, которые ученые расшифровывают до сих пор, совершая настоящие открытия по поводу Титана.

Одно из последних открытий касается как раз жидкости на поверхности спутника Сатурна. Только на этот раз речь идет не о метановых морях на Титане, а об озерах, которые обнаружили ученые, исследовавшие данные Cassini.

Как передает издание Engadget со ссылкой на научный журнал Nature Astronomy, в NASA определили, что найденные озера на Титана также наполнены жидким метаном, их ширина составляет несколько десятков километров, а глубина может составлять более 100 метров.

Но, самое главное то, что озера находятся на возвышенностях в несколько десятков метров над поверхностью Титана, являются сезонными, и, периодически, то наполняются, то опустошаются в разных частях северного полушария спутника.

Такие циклы могут меняться на протяжении 30 лет, - именно столько нужно Титану, чтобы один раз пройти вокруг Солнца. В отличие от уже известных ученым морей, которые нашли на поверхности северного полушария на западе Титана, новые озера расположены на востоке и несколько выше.

Вместе с большими озерами, на возвышенностях Титана могут появляться и исчезать и мелкие замкнутые системы жидкостей, в зависимости от сезона и степени приближения к Солнцу.

Это подтверждает информацию исследователей, которые пару месяцев назад обнаружили признаки сезонных климатических изменений на Титане. Ученые зафиксировали пятна от вероятных осадков на северном полюсе и заявили, что один сезон на Марсе длится около 7,5 лет.

Необычная форма и глубина найденных озер может означать то, что коренная порода из льда и твердых органических веществ растворила и разрушилась, образовав углубления для жидкого метана.

“Каждый раз, когда мы делаем открытия на Титане, Титан становится все более и более загадочным. Новые измерения помогают дать ответ на несколько ключевых вопросов. Теперь мы можем лучше понять гидрологию Титана”, - говорит автор исследования Марко Мастрогузеппе.

Напомним, в начале 2019-го эксперты из NASA заявили, что в течение года решат, стоит ли отправлять новый зонд к Титану. Предполагаемая миссия Dragonfly должна объединить технологию наземных беспилотников и инструменты, отточенные при исследовании Марса, чтобы исследовать сложные химические реакции, происходящие на самом большом спутнике Сатурна.

Если в NASA одобрят миссию, она должна стартовать в 2025-м, а новое исследовательское оборудование прибудет на Титан в 2034-м.

Кроме этого, пару недель назад, инженер миссии Cassini Джанель Веллсон заявила, что несмотря на чрезвычайно низкие температуры, Титан можно рассматривать для будущей космической колонии человечества.

“Титан - единственное место, кроме Земли, на поверхности которого есть жидкость в виде озер и морей. Эта жидкость сделана из метана, но, вооружившись правильным защитным снаряжением, теоретически там можно плавать без вреда”, - говорила Веллсон.

Вопреки тому, что температура на поверхности Титана составляет около минус 179 градусов Цельсия, в NASA уверены, что люди смогут ходить там без специального защитного костюма. Им понадобится только кислородная маска и хорошая термозащита от холода.

Веллсон также заявляет, что из-за очень плотной атмосферы Титана люди не только будут защищены от космической радиации, но и буквально смогут летать, “прицепив крылья к рукам”.