Король пещер. Биологи обнаружили под землей в Румынии огромную многоножку

21 декабря 2020, 22:11

В глубинах румынской пещеры Мовиле, которая была изолирована от мира в течение сотен тысяч лет, исследователи обнаружили уникальный биом и его «короля» — огромное насекомое.

Эта пещера представляет собой одно из самых экстремальных мест на планете. Здесь пониженное содержание кислорода сочетается с высоким содержанием метана и углекислого газа.

Пещера в уезде Констанца в нескольких километрах от побережья Черного моря образовалась около 5 миллионов лет назад. Ученые считают, что по меньшей мере 500 тысяч лет она полностью изолирована от внешнего мира.

Однако жизнь в Мовиле существует, и ученые показали самое большое существо, которое они там нашли. Это троглобионтная (или подземная) сороконожка, получившая название Cryptops speleorex, эта многоножка вырастает до 52 мм в длину.

«Описанная нами сороконожка — ядовитый хищник, безусловно, самый крупный из ранее описанных животных из этой пещеры. Думая о его высшем ранге в этой подземной системе, мы решили назвать вид Cryptops speleorex, что можно перевести как «король пещеры», — говорят исследователи.

Другие существа, до сих пор найденные в глубинах Мовиле, включают водных скорпионов, пиявок и крошечных пауков. Все они зависят от питательных веществ, получаемых в результате окисления газов, включая метан и серу, бактериями.

Это единственная экосистема в мире, которая полагается на этот тип хемосинтеза, но пещера необычна и в других отношениях. Пробыв в полной темноте миллионы лет, многие существа здесь слепы и совершенно бесцветны.

Некоторые виды обитающих в пещере Мовиле встречаются и за ее пределами, но C. speleorex к ним не относится. Международная группа ученых использовала анализ ДНК, чтобы подтвердить, что сороконожка действительно была новым видом.

«Наши результаты подтвердили наши сомнения и показали, что многоножка из Мовиле морфологически и генетически отличается, что позволяет предположить, что она эволюционировала от своего ближайшего наземного родственника в течение миллионов лет в совершенно новый таксон, который лучше приспособлен к жизни в бесконечной тьме», — говорят исследователи.

Ранее НВ писал, что ученые обнаружили у западного побережья Мексики зубатых китов, которые, по их словам, выглядят и звучат не похоже на всех остальных китов на Земле.

Исследователи собрали генетические образцы этого странного существа и «очень уверены» в том, что это никогда ранее не описанный вид клюворылого кита.

«Мы увидели что-то новое. То, чего не ожидали в этой области, что-то, что не соответствует ни визуально, ни акустически всему, что известно о существовании», — заявил Джей Барлоу, исследователь морских млекопитающих, который работал с организацией Sea Shepherd.

«Это просто вызывает мурашки по моему позвоночнику, когда я думаю, что мы могли бы сделать то, что большинство людей назвали бы поистине невозможным — найти большое млекопитающее, которое существует на этой Земле и совершенно неизвестно науке», — подчеркнул исследователь.