Зверь длиной в 20 м. В Узбекистане нашли кости динозавра-гиганта нового вида

25 февраля 2021, 18:13

Окаменелость, которая напоминает кости диплодока, может служить доказательством, что миллионы лет назад Азия была центром динозавров.

Ханс-Дитер Сьюз из Смитсоновского института в Вашингтоне, округ Колумбия, и его коллега Александр Аверьянов из Российской академии наук описали динозавра по окаменелости, найденной на западе Узбекистана.

Они назвали динозавра Dzharatitanis kingi в честь региона Джаракудук, в котором он был найден, а также в честь умершего коллеги Кристофера Кинга, который участвовал в работе.

Ученые отметили, что это зауропод, представитель группы динозавров, в которую входят диплодок. Точнее, динозавр относится к группе реббахизаврид, что означает, что у него нет определенного гребня на позвонках, который можно увидеть у других зауроподов. Реббахизавриды ранее были обнаружены только в Северной Африке, некоторых частях Европы и Америки.

Как и другие зауроподы, Dzharatitanis имел бы длинную тонкую шею и относительно небольшую голову с очень длинным хвостом. Поскольку ученые исследовали только позвонки животного, невозможно определить возраст, в котором оно умерло, и трудно оценить, насколько большим оно могло вырасти, но Сьюз считает, что динозавр мог достигать от 15 до 20 метров.

«Мы постоянно находим новых динозавров, но именно этот динозавр представляет группу, о существовании которой мы раньше не находили никаких свидетельств в Центральной Азии. Таким образом, это дает новое представление о том, насколько широко была распространена эта конкретная группа динозавров», — говорит Пол Барретт из Музея естественной истории в Лондоне.

«Мы все еще пытаемся понять, как животные были распределены в меловой период, потому что Европа в то время была в основном серией больших и малых островов, а затем у вас есть такая огромная масса суши в Азии на востоке, и этот массив суши был связан с Северной Америкой», — отметил Ханс-Дитер Сьюз. По его словам, Азия, возможно, была центром разнообразия динозавров.

Ранее НВ писал, что международная группа исследователей обнаружила окаменелости Xenodens Calminechari, вымершей морской рептилии с «зубами, похожими на акульи».

Существо, похожее на ящерицу, было мозазавром — это группа вымерших крупных морских рептилий, которая существовала в период от 72 до 66 миллионов лет назад.

Имя вымершей морской рептилии состоит из двух частей: «Xenodens», что означает «странный зуб» по-гречески, и «Calminechari», фонетическая транскрипция слов «как пила» по-арабски. Использование арабского выражения в названии вида отдает дань уважения местоположению открытия и марокканскому ученому, который способствовал этому — Нуреддину Джалилю из Университета Кади Айяд в Марракеше.

Палеонтологи считают, что зубы Xenodens Calminechari совершенно уникальны, «в отличие от зубов любой известной рептилии».