Все как на Земле? На экзопланете впервые обнаружили молекулу, которая «очищает» нашу атмосферу

17 мая 2021, 12:00

При помощи телескопа Subaru для поиска следов химических веществ, астрономы нашли след молекулы гидроксила (HO), которая распространена на Земле, в атмосфере экзопланеты WASP-33b.

WASP-33b необычная экзопланета, которая находится в 400 световых годах от нашей планеты, она также известна как ультра-горячий Юпитер — газовый гигант вращается вокруг своей звезды ближе, чем Меркурий, к нашему Солнцу.

Из-за такого расстояния атмосфера WASP-33b достигает температуры более 2500 градусов по Цельсию, чего достаточно, чтобы плавить большинство металлов.

По мнению специалистов, эта экзопланета является отличным кандидатом для изучения внеземной атмосферы из-за высокой температуры. При таких тепловых показателях, химические вещества в атмосфере испускают излучение с отчетливыми спектральными отпечатками.

Когда WASP-33b вращается вокруг своей звезды, излучение, испускаемое химическими веществами, периодически смещается, что позволяет астрономам различать их на фоне яркого света.

Используя эту технику, международное сотрудничество астрономов во главе с исследователем из Центра астробиологии Королевского университета в Белфасте обнаружили гидроксил — молекулу из одного атома кислорода и одного атома водорода (сокращенно ОН).

Гидроксил, вероятно, играет важную роль в химическом составе атмосферы WASP-33b, поскольку он взаимодействует с водяным паром и оксидом углерода.

«Это первое прямое свидетельство наличия OH в атмосфере планеты за пределами Солнечной системы», — сказал ведущий исследователь, доктор Стеванус Нугрохо.

На Земле гидроксил образуется в атмосфере при взаимодействии водяного пара с кислородом. На WASP-33b гидроксил, вероятно, образуется, когда сильное тепло звезды разрывает водяной пар.

Ранее НВ писал, что астрономы обнаружили гигантскую огненную экзопланету. Недавно открытая планета, TOI-1431b, расположена примерно в 490 световых годах от Земли. Она в три раза массивнее Юпитера — самой большой планеты нашей Солнечной системы.

По данным астрономов из Центра астрофизики при Университете Южного Квинсленда, планета находится так близко к своей яркой звезде, что имеет время вращения по орбите два с половиной дня. Это означает, что ее температура является одной из самых высоких, из когда-либо обнаруженных.

«Это очень адский мир — дневная температура примерно 2700 градусов по Цельсию и ночная температура приближается к 2300 градусов — ни одна жизнь не сможет выжить в ее атмосфере», — сказал астрофизик Брэтт Аддисон.