Свидетельства жизни? Ученые нашли в метеорите внеземные органические молекулы

29 октября 2020, 11:49

Международная группа исследователей обнаружила внеземные углеводороды, сернистые и азотсодержащие соединения в метеорите, который упал в Мичигане в 2018 году.

Сделать это удалось благодаря быстрому обнаружению обломков небесного тела недалеко от Гамбурга, штат Мичиган, отмечают авторы исследования.

Метеорит упал 16 января 2018 года. Огненный шар наблюдали и как минимум 674 свидетелей из 10 штатов США и из канадской провинции Онтарио. Атмосферная ударная волна была зарегистрирована несколькими инфразвуковыми датчиками в Центральной и Восточной части Соединенных Штатов и шестью сейсмометрическими станциями как эквивалент землетрясения силой 1,8 балла. Запись огненного шара была сделана несколькими камерами наблюдения.

Несколько фрагментов космической скалы упали на замерзшую поверхность озер, и, благодаря данным метеорадара, удалось восстановить около 1 кг фрагментов.

«Этот метеорит особенный, потому что он упал в замерзшее озеро и был быстро восстановлен. Он был очень чистым. Мы увидели, что минералы не сильно изменились, а позже обнаружили, что в нем содержится богатый запас внеземных органических соединений», — сказал доктор Филипп Хек, куратор Полевого музея и исследователь из Чикагского университета.

Анализ изотопов гелия, неона и аргона (3He, 21Ne и 38Ar) показал, что Гамбургский метеорит подвергался воздействию космических лучей на протяжении 12 млн лет. В составе обломков геологи обнаружили большое количество углеводородов — то есть органических веществ. Следующими по распространенности оказались серо- и азотсодержащие соединения.

«Эти виды органических соединений, вероятно, были доставлены на раннюю Землю метеоритами и, возможно, внесли свой вклад в развитие жизни на планете», — добавил ученый.

Исследователи определили, что гамбургский метеорит является хондритом H4 — только 4% всех метеоритов, падающих на Землю в наши дни, относятся к этому типу. Они также обнаружили, что осколки упали с метеороида размером 40−60 см и общей массой 50 кг.

«Этот метеорит демонстрирует большое разнообразие органических веществ. Поскольку вокруг него было столько ажиотажа, каждый хотел применить к нему свою собственную технику, поэтому у нас есть необычно полный набор данных для одного метеорита. Вы узнаете намного больше о метеорите, если попробуете разные образцы», — сказала Дженника Грир, аспирантка из Чикагского университета.

Ранее НВ писал, что японские химики обнаружили органические соединения, содержащие азот, в марсианском метеорите, который упал на Землю 4 млрд лет назад. Авторы работы отмечают, что это первое реальное свидетельство фиксированных молекул азота на Марсе.

Азот необходим для всех известных форм жизни, и хотя в настоящее время нет никаких доказательств того, что эти молекулы были созданы какой-то биологической единицей, находка оставляет открытой возможность того, что когда-то Марс мог быть влажной и богатой органикой планетой — хорошим местом для жизни.

«В начале истории Солнечной системы Марс, вероятно, был засыпан значительными количествами органического вещества, например, из богатых углеродом метеоритов, комет и частиц пыли. Некоторые из них, возможно, оказались в ловушке внутри карбонатов», — объясняет химик Ацуко Кобаяши из Токийского технологического института.

Трудно сказать, как эти азотсодержащие органические вещества могли возникнуть, но независимо от объяснения, результаты показывают, что Марс мог быть когда-то более похожим на Землю и более гостеприимным для жизни, чем сейчас — и мог когда-то иметь свой собственный азотный цикл.