Следы жизни? В древнем метеорите с Марса нашли азот

4 мая 2020, 15:49

Японские химики обнаружили органические соединения, содержащие азот, в марсианском метеорите, который упал на Землю 4 млрд лет назад.

Авторы работы отмечают, что это первое реальное свидетельство фиксированных молекул азота на Марсе.

Азот необходим для всех известных форм жизни, и хотя в настоящее время нет никаких доказательств того, что эти молекулы были созданы какой-то биологической единицей, находка оставляет открытой возможность того, что когда-то Марс мог быть влажной и богатой органикой планетой — хорошим местом для жизни.

«В начале истории Солнечной системы Марс, вероятно, был засыпан значительными количествами органического вещества, например, из богатых углеродом метеоритов, комет и частиц пыли. Некоторые из них, возможно, оказались в ловушке внутри карбонатов», — объясняет химик Ацуко Кобаяши из Токийского технологического института.

Трудно сказать, как эти азотсодержащие органические вещества могли возникнуть, но независимо от объяснения, результаты показывают, что Марс мог быть когда-то более похожим на Землю и более гостеприимным для жизни, чем сейчас — и мог когда-то иметь свой собственный азотный цикл.

«Независимо от происхождения, присутствие органического и восстановленного азота на раннем и среднем периоде истории Марса указывает на важность марсианского азотного цикла», — пишут авторы.

Этот метеорит, который получил имя ALH84001, был найден в Антарктиде на Аллан Хиллз в 1984 году и уже стал довольно известным в мире науки. Он содержит карбонатные материалы оранжевого цвета, которые, по-видимому, получены из какой-то соленой жидкости на Марсе примерно 4 млрд лет назад.

На протяжении многих лет некоторые ученые утверждали, что в этой породе обнаружены микробные окаменелости, похожие на бактерии, но есть и другие небиологические объяснения, которые также могут объяснить их присутствие. Кроме того, из-за загрязнения антарктическим льдом было крайне сложно установить, какие из молекул действительно с Марса.

Для нового исследования ученые применили специальные методы подготовки образцов, которые помогли избавиться от проблемы загрязнения. Например, ученые отделяли на серебряной ленте от основного метеорита крошечные зерна диаметром не более человеческого волоса. Затем с этих зерен при помощи сверхточного ионно-лучевого прибора удаляли загрязнения. Для детекции органического азота использовалась техника рентгеновской спектроскопии поглощения на передней кромке, которая позволяла обнаруживать азот в минимальных количествах и строго в составе органических молекул.

«Несколько карбонатных зерен были очищены от фрагмента породы ALH 84 001 с использованием серебряной двухсторонней клейкой ленты, что позволило нам исследовать внутреннюю часть отдельных карбонатных зерен», — объясняют авторы.

Благодаря новому исследованию ученые узнали, что молекулы действительно попали на Землю с Марса. Кроме того, было установлено, что доля азота в форме нитрата, одного из самых сильных окислителей на Марсе сегодня, среди этих молекул минимальна. Из этого выходит, что атмосфера раннего Марса была менее окисляющей, чем сегодня.