Жертвы неандертальцев? В Великобритании найдено «кладбище мамонтов»

20 декабря 2021, 11:01
Экскаваторы поднимают бивень мамонта в карьере в Суиндоне (Фото:DigVentures)

Исследователи обнаружили «кладбище» мамонтов, заполненное костными останками пяти особей — новорожденного, двух молодых слонов и двух взрослых.

Животные умерли в нынешнем карьере в Суиндоне, городе на юго-западе Англии во время последнего ледникового периода, отмечают авторы открытия.

Наряду с останками мамонта исследователи обнаружили каменные инструменты, созданные неандертальцами, в том числе ручной топор и небольшие кремневые инструменты, известные как скребки, которые использовались для очистки свежих шкур животных. Однако команде еще предстоит проанализировать кости мамонтов, чтобы определить, есть ли на них следы от инструментов неандертальцев.

«Найти кости мамонта всегда необычно, но найти такие старые и хорошо сохранившиеся и в такой непосредственной близости от каменных орудий неандертальца — это исключение», — заявила Лиза Уэсткотт Уилкинс, соучредитель организации DigVentures, которая занималась раскопками.

Два любителя ископаемых, Салли и Невилл Холлингворты, обнаружили кости мамонтов и орудия труда неандертальцев. Вскоре после этого ученые из DigVentures организовали раскопки на этом участке.

Также ученые нашли остатки других животных ледникового периода: лосей (вдвое больше их сегодняшних потомков) и крошечных существ, например, навозных жуков и пресноводных улиток. На этом месте сохранились даже семена, пыльца и «окаменелости» растений, в том числе вымершиих разновидностей.

Читайте также: Далеко забрались. Ученые обнаружили следы самой северной охоты на мамонта

«Эти мамонты лежат в земле именно там, где они умерли четверть миллиона лет назад — рядом с невероятными вещами, такими как каменные орудия, и улитками. У нас есть свидетельство того, каким был пейзаж. Мы знаем, какие растения там росли. Мелочи действительно раскрывают контекст этих гигантов», — отметили участники раскопок.

Исследователи датируют это место от 220 000 до 210 000 лет назад, к концу межледникового или теплого периода, когда неандертальцы еще жили в Британии.

В дальнейшем команда планирует выяснить, почему так много мамонтов погибло в одном месте, и охотились ли неандертальцы на зверей или только собирали их останки. Некоторые ранее обнаруженные доисторические свидетельства предполагают, что неандертальцы преследовали мамонтов и других крупных животных. Например, следы неандертальцев были найдены в 100000-летнем «питомнике» древних прямобивневых слонов (Palaeoloxodon antiquus) на юге Испании.

«Полученные данные имеют огромное значение для понимания заселения Британии людьми, и обнаруженные деликатные экологические доказательства также помогут нам понять это в контексте прошлых изменений климата. Благодаря этим находкам и последующим исследованиям мы надеемся пролить свет на жизнь в Британии 200 000 лет назад», — сказал Дункан Уилсон, исполнительный директор организации Historic England, британской организации по сохранению исторических памятников.

Ранее НВ писал, что международная исследовательская группа проследила удивительный путь арктического мамонта, который за свои 28 лет успел преодолеть расстояние, достаточное для того, чтобы дважды обогнуть Землю.

Авторы работы проанализировали 17000-летнюю окаменелость из Музея Севера Университета Аляски и доказали, что мамонты путешествовали на огромные расстояния.

Создав и изучив изотопные данные в бивне мамонта, они смогли сопоставить его движения и диету с изотопными картами региона.

«Неясно, был ли это сезонный мигрант, но он затронул некоторые серьезные проблемы. В какой-то момент своей жизни он посетил многие районы Аляски, что довольно удивительно, если подумать, насколько велика эта территория», — сказал исследователь из Университета Аляски в Фэрбенксе Мэтью Вуллер, старший соавтор статьи.