Очень старый вид. Биологи, изучавшие море у берегов Калифорнии, случайно нашли бивень мамонта

26 ноября 2021, 13:41
Неопытному глазу это могло показаться гигантским бревном (Фото:Darrin Schultz © 2021 MBARI)

Группа исследователей из Исследовательского института аквариума Монтерей-Бей обнаружила бивень в 2019 году, исследуя подводную гору на глубине примерно 3000 м.

Спустя два года ученые определили, что бивень принадлежал молодой самке колумбийского мамонта, возможно, той, которая жила в эпоху нижнего палеолита — от 2,7 млн ​​до 200000 лет назад.

Исследователи все еще работают над тем, чтобы определить точный возраст существа, а также получить более подробную информацию о его жизни, включая его диету и частоту размножения.

«Это напоминает смесь моментов из „Индианы Джонса“ с „Парком юрского периода“», — сказала Кэти Мун, научный сотрудник Калифорнийского университета в Санта-Крузе.

Открытие может в конечном итоге сигнализировать о присутствии других древних окаменелостей животных, спрятанных в морских глубинах.

Ученые аквариума Монтерей-Бей не собирались искать бивни мамонта во время своей экспедиции в 2019 году. В то время исследовательская группа путешествовала по океану с помощью дистанционно управляемых транспортных средств в поисках глубоководных видов.

«Вы начинаете ожидать неожиданности, когда исследуете глубокое море, но я все еще ошеломлен тем, что мы наткнулись на древний бивень мамонта», — сказал Стивен Хэддок, старший научный сотрудник Исследовательского института аквариума Монтерей-Бей.

Ученые решили извлечь бивень со дна океана, но его кончик отломился, и они не смогли собрать весь образец. Позже в июле команда повторно посетила это место, чтобы забрать остальную часть артефакта. На этот раз они прикрепили мягкие материалы, такие как губки, к дистанционно управляемому транспортному средству, а затем осторожно подняли бивень, используя роботизированные руки транспортного средства.

Полный бивень дал ученым гораздо больший образец ДНК мамонта, который они использовали для определения его вида.

Ученые считают, что колумбийский мамонт был одним из крупнейших существ в своем роде — вероятно, результатом скрещивания шерстистого мамонта и другого вида мамонтов. Вероятно, он использовал свои клыки, чтобы защитить себя и добыть пищу, когда он бродил по Северной Америке около 10 000 лет назад.

В настоящее время ученые анализируют радиоизотопы бивня или естественно распадающиеся атомы, чтобы определить, как давно жил мамонт. Поскольку ученым известна скорость распада изотопов, таких как уран и торий, они могут определить возраст бивня, исходя из того, сколько изотопов все еще присутствует в артефакте. Пока что этот метод предполагает, что бивню мамонта намного больше 100 000 лет.

Ученые считают, что океан позволитл сохранить артефакт в таком хорошем состоянии. Температура на глубине моря чуть выше нуля — в среднем около 4 градусов по Цельсию. Такая температура замедляет скорость разложения ископаемых. У окаменелостей также больше шансов выжить в глубоководной среде с высоким давлением.

«Если бы бивень был найден на суше, расшифровать его историю было бы не так просто», — сказал в пресс-релизе Терренс Блэкберн, доцент Калифорнийского университета в Санта-Круз.

Ранее НВ писал, что небольшой кулон из бивня мамонта из пещеры на территории Польши был создан 41 500 лет назад — примерно в то время, когда Homo sapiens начали расселяться по Европе.

На сегодня это самый древний предмет декоративного искусства, созданный человеком на территории Евразии во время верхнего палеолита, отметили археологи.

«Определение точного возраста этого украшения было основополагающим для его культурной принадлежности, и мы очень довольны результатом», — говорит археолог Сахра Таламо из Университета Болоньи в Италии.

Подвеска создана с помощью шила из конской кости, длиной 4,5 см, с двумя отверстиями, она украшена длинной неправильной петлей, состоящей как минимум из 50 крошечных отпечатков, которые могут быть следами от проколов.