Первая в мире космическая обсерватория гравитационных волн может стать реальностью. Как это изменит науку?

6 мая, 11:46
Гравитационные волны (Фото:CC)

Миссия LISA Европейского космического агентства (ЕКА) перешла к новому этапу подготовки. Это должна быть первая в мире космическая обсерватория для анализа гравитационных волн.

Гравитационные волны, предсказанные Эйнштейном, формируются вследствие одного из самых необычных объектов во Вселенной — слияния черных дыр и нейтронных звезд.

Эти плотные массивные объекты вращаются вокруг друг друга и объединяются с такой силой, что создают так называемую рябь пространства-времени.

Эта рябь известна как гравитационные волны, которые последние несколько десятков лет изучают астрофизики во всем мире.

Один из самых амбициозных проектов в этой сфере запланировали учены Европейского космического агентства. Миссия LISA (Laser Interferometer Space Antenna) разрабатывается уже несколько десятков лет, и на днях она перешла к следующему этапу развития.

Это означает, что первая в истории человечества космическая обсерватория для исследования гравитационных волн может стать реальностью.

В рамках сотрудничества с NASA, руководители LISA планируют отправить в космос три космических аппарата, которые будут вращаться вокруг Солнца в форме треугольника. Длина каждой стороны этого треугольника составит 1,5 млн миль.

На Земле уже есть интерферометр LIGO для исследования гравитационных волн. Аналогичная система устройств LISA вскоре может появиться и в космосе.

Когда проходящая гравитационная волна вызывает искажение пространства-времени, LISA обнаружит это, поскольку расстояние между ее космическими кораблями в треугольнике ненадолго изменится. Устройство также сможет определить, с какой части космоса пришла гравитационная волна.

Впервые ученые обнаружили гравитационные волны с помощью LIGO в 2015 году. Разные виды космических событий формируют гравитационные волны разных частот. Например, слияния небольших черных дыр и появления сверхновых можно заметить с помощью LIGO.

Но слияния сверхмассивных черных дыр излучают частоты, которые LIGO не может обнаружить.

Аппаратное обеспечение LISA протестировали в 2015 году. Теперь LISA перейдет к фазе B1 проверки ЕКА, в ходе которой будет разработана технология для миссии и выбран ее окончательный дизайн. Среди устройств LISA будут лазерные системы космических кораблей, телескопы и датчики.

«Переход к фазе B1 выводит миссию из концептуальных исследований и знаменует собой важную веху для вовлеченных ученых и инженеров. После долгого пути, начавшегося с первых набросков в 1980-х годах, мы теперь знаем, что находимся на правильном пути и что у нас есть реальный план на будущее», — сказал руководитель исследования LISA Мартин Гелер.

Миссию планируют запустить в 2037 году, а строительство космического корабля начнется не раньше 2024 года.