На МКС обнаружили неизвестный вид бактерий. Откуда они там взялись?

16 марта 2021, 10:14

Исследователи, работающие с NASA, описали открытие 4 штаммов бактерий, принадлежащих к семейству Methylobacteriaceae, из разных мест на борту МКС в течение двух полетов.

В то время как один штамм был идентифицирован как Methylorubrum rhodesianum, остальные три ранее не были обнаружены и относятся к новому виду, рассказали авторы работы.

Палочковидные подвижные бактерии получили обозначения IF7SW-B2T, IIF1SW-B5 и IIF4SW-B5, генетический анализ показал, что они тесно связаны с Methylobacterium indicum.

Все четыре штамма принадлежат к семейству бактерий, обнаруженных в почве и пресной воде; они участвуют в фиксации азота, росте растений и могут помочь остановить патогенные микроорганизмы растений.

Эти живые существа появились на МКС из-за того, что астронавты, живущие на космической станции, годами выращивают небольшое количество пищи. Поэтому неудивительно, что ученые обнаружили на борту микробы, связанные с растениями.

Комментируя открытие, доктор Кастури Венкатесваран и доктор Нитин Кумар Сингх из Лаборатории реактивного движения NASA говорят, что эти штаммы могут обладать «биотехнологически полезными генетическими детерминантами» для выращивания сельскохозяйственных культур в космосе. Команда предложила назвать новый вид Methylobacterium ajmalii в честь известного индийского исследователя биоразнообразия доктора Аджмала Хана.

Однако необходимы дальнейшие биологические эксперименты, чтобы доказать, что открытие действительно может изменить правила игры в космическом сельском хозяйстве.

«Чтобы выращивать растения в экстремальных местах, где ресурсы минимальны, необходима популяция новых микробов, которые способствуют росту растений в стрессовых условиях», — заявили они.

Исследователи обнаружили, что один из штаммов — IF7SW-B2T — имеет многообещающие гены, участвующие в росте растений, в том числе ген фермента, необходимого для цитокинина, который способствует делению клеток в корнях и побегах.

По словам Венкатесварана и Сингха, в связи с тем, что в будущем NASA будет пытаться доставить людей на поверхность Марса и, возможно, за его пределы, Десятилетний обзор Национального исследовательского совета США рекомендует космическому агентству использовать МКС в качестве «испытательного стенда для исследования микроорганизмов».

«Поскольку наша группа обладает опытом выращивания микроорганизмов из экстремальных ниш, программа NASA по космической биологии поставила перед нами задачу обследовать МКС на предмет наличия и устойчивости микроорганизмов», — добавляют они.

«Излишне говорить, что МКС — это ухоженная экстремальная среда. Безопасность экипажа — приоритет номер 1, и, следовательно, понимание патогенов человека / растений важно, но необходимы и полезные микробы, такие как эта новая Methylobacterium ajmalii», — отметили авторы работы.

Конечная цель состоит в том, чтобы найти новые новые штаммы с использованием оборудования молекулярной биологии, разработанного и продемонстрированного для МКС.

«Вместо того, чтобы доставлять образцы на Землю для анализа, нам нужна интегрированная система микробного мониторинга, которая собирает, обрабатывает и анализирует образцы в космосе с использованием молекулярных технологий», — сказал Сингх.

Ранее НВ писал, что ученые из NASA и Немецкого аэрокосмического центра запустили в стратосферу несколько грибковых и бактериальных организмов в рамках эксперимента MARSBOx. По итогам эксперимента оказалось, что на Марсе могут выжить земные микроорганизмы.

Стратосфера, второй основной слой атмосферы Земли, расположенный над озоновым слоем, имеет условия, которые очень напоминают Красную планету, и является идеальным местом для отправки образцов, чтобы выяснить, выживут ли они на Марсе.

В результате эксперимента выяснилось, что некоторые микроорганизмы могут жить на поверхности Марса, пусть и ограниченное время. Но исследователи обнаружили, что споры могут быть возрождены после того, как вернутся домой.

Воздушный шар NASA доставил контейнер в стратосферу, где образцы были подвержены марсианским условиям и подвергались УФ-излучению в тысячу раз большему, чем уровни, вызывающие солнечный ожог. Споры Aspergillus niger пережили путешествие.