IT-индустрия

4 февраля, 12:15

Битва титанов. Почему Apple идет войной против Facebook и Google

Битва титанов. Почему Apple идет войной против Facebook и Google - фото

EPA

Apple блокирует приложения Facebook и Google

После скандала с отслеживанием личных данных пользователей, Apple заблокировала внутренние приложения Facebook для iOS. Под раздачу гиганта из Купертино попала также Google и другие компании.

После расследования издания TechCrunch мы узнали, что Facebook уже несколько лет платит пользователям в возрасте от 13 до 35 по $20 в месяц за установку VPN-приложений, и собирает через них личные данные зарегистрированных в сети.

Соцсеть реализовала свою схему довольно хитрым образом: подопечные Марка Цукерберга использовали Enterprise Developer Certificate - своего рода частный App Store, в котором сторонним компаниям (вроде Facebook) разрешено разрабатывать и тестировать начальные версии своих приложений, но запрещено распространять их пользователям. 

Дело в том, что приложения с таким сертификатом не проверяются и не контролируются Apple на предмет их безопасности и использования личных данных пользователей.

Faсebook использовал эту лазейку и создал целое руководство пользования: желающие получить $20 должны были скачать одно из приложений (Project Atlas, Onavo, Facebook Research, BetaBound, uTest или Applause) из сайта r.facebook-program.com, предоставить им полный доступ в настройках телефона, установить Enterprise Developer Certificate и запускать их только через VPN-сервисы. 

Это позволило одурачить систему безопасности Apple TestFligh и сделать вид, якобы этими приложениями пользуются только разработчики, но, на самом деле, Facebook распространил их тысячам, а, возможно, и десяткам тысяч пользователей. 

Вероятно, руководство Facebook было заинтересовано в сборе информации о молодых пользователях, поскольку большинство их них переходят на платформы по типу Instagram, Snapchat и YouTube. Эксперты предполагают, что руководство соцсети использовало такие же методы сбора данных для анализа популярности мессенджеров и, поэтому, приобрело WhatsApp в 2014-м за $19 млрд.

Это подтверждает и тот факт, что после чрезвычайной популярности китайской молодежной соцсети и видеохостинга TikTok, Facebook разработал аналогичную программу Lasso и начал работу над генератором мемов LOL.

Фото: thatsmags.com

Но, как говорится, недолго музыка играла, - несколько дней назад менеджеры Apple узнали об афере Facebook, и, сперва, попросили их самостоятельно удалить вредоносные приложения из App Store, а позже решили заблокировать все внутренние приложения Facebook для альтернативного App Store. 

Cитуация ухудшилась, когда в Apple обнаружили, что правила пользования Developer Enterprise Certificate нарушала не только Facebook, но и Google: компания также имела тестируемое приложение Screenwise Meter якобы для отслеживания статистики, но, на самом деле, предлагала пользователям подарочные карты за установку приложения и предоставления доступа к их телефону.

Санкции от Apple были аналогичными: компания заблокировала все внутренние приложения Google на iOS, включая бета-версии Google Maps, Hangouts, Gmail и других тестируемых приложений, которые были доступны только для разработчиков. 

Несмотря на заявления Apple о том, что "любые компании, которые используют свои корпоративные сертификаты для распространения приложений среди пользователей, лишатся этих сертификатов", позже выяснилось, что внутренние приложения Goolge были восстановлены.

Эксперты The Verge Нилай Пател, Пол Миллер и Кейси Ньютон проанализировали ситуацию с Apple, Facebook и Google в свежем подкасте. Специалисты обсуждали то, насколько большой скандал раскрыли журналисты TechCrunch, и насколько легко, всего за $20, можно было купить лояльность молодых пользователей для масштабных махинаций на рынке. 

Важно, что в этой ситуации Apple продемонстрировала свое истинное влияние на другие компании и показала, что от их онлайн-магазина, по сути, зависит деятельность сторонних разработчиков. Да, скандал никак не повлиял на приложения, которые были на оригинальном App Store, но длительная работа программистов и разработчиков теперь может пойти на смарку. 

"Только представьте, вы знаете, что весь ваш рабочий процесс зависит от того, есть ли у вас доступ к приложению Apple, над которым вы работаете, и у вас нет буквально возможности запустить его больше", - говорит Кейси Ньютон.

Один из представителей Apple Алекс Файковски написал в Twitter, что компании Amazon, DoorDash и Sonos также нарушали правила пользования Enterprise Developer Certificate и распространяли приложения среди аудитории. Не исключено, что Apple заблокирует и эти приложения вскоре. 

Интересно, как ситуация отразится на и без того натянутых отношениях между Apple и Facebook. Не секрет, что руководители компаний Тим Кук и Марк Цукерберг наследуют абсолютно полярные подходы относительно данных пользователей и часто спорят на этой почве.

К примеру, пару месяцев назад выяснилось, что основатель Facebook Марк Цукерберг запрещал своим сотрудникам использовать гаджеты на iOS из-за того, что глава Apple Тим Кук критиковал соцсеть.

Фото: 9to5mac.com

Кук неоднократно заявлял, что "приватность - это базовое право и гражданская свобода человека", и говорил, что он никогда бы не оказался в такой ситуации, как Цукерберг после скандала с утечкой персональных данных и Cambridge Analytica.

В ответ основатель Facebook сказал, что считает заявления Тима Кука пустозвонными и не соответствующими действительности: “Создавая услугу, которая поможет объединить весь мир, стоит учесть, что много людей просто не смогут заплатить за это”.

Цукерберг считает, что бизнес-модель, основанная на продаже рекламы, - единственный рациональный способ создать качественный сервис для всех: "Стокгольмский синдром овладел пока не всеми, и пускай некоторые компании убеждают вас, что чем больше вы им заплатите - тем больше они о вас заботятся. Но для меня это звучит смешно”.


Показать ещё новости