Любите космос? Эксперт рассказывает о запуске Crew Dragon и новых миссиях, за которыми стоит следить — интервью

20 ноября 2020, 13:20
Автор: Алла Кошляк

Несколько дней назад NASA и SpaceX осуществили исторический запуск четверых астронавтов к МКС — Национальное космическое агентство США впервые использовало частный корабль в своей миссии.

По просьбе Радио НВ украинский писатель и оператор коррекции траекторий космических аппаратов Дорж Бату комментирует новый запуск и советует, за какими миссиями в ближайшее время следить любителям астронавтики.

Видео дня

— Сразу же хочется спросить об этом запуске корабля, который доставил астронавтов на МКС, с частной компанией Илона Маска SpaceX наконец впервые выполняются такие огромные проекты: можно ли говорить, что это новая эра космических исследований?

— Если частных космических перевозок, то да. Скорее перевозок, чем исследований, так как исследованиями часто занимаются отдельные астрономы и фирмы, которые финансируются негосударственными структурами.

Для рынка космических перевозок это, безусловно, большой прорыв — первый частный космический корабль [Crew Dragon] имеет контракт с государственным космическим агентством [NASA]. И первый, кто в этом заинтересован — прежде всего сами космические агентства, а также Министерство обороны [США].

Приведу маленький пример: представьте себе, что вы — ученый-энтомолог, который собирается ехать в Амазонию исследовать какой-то определенный вид паука. У вас есть определенный бюджет, который вы должны распределить между закупкой научного оборудования для исследования этих пауков и разработкой универсальной машины-амфибии, которая бы вас доставила в верховья реки Амазонки. Разработка и строительство такой машины — это огромные деньги. А теперь представьте, что есть частный перевозчик, который говорит: «У меня есть такая амфибия, я могу вас доставить в верховья Амазонки», — и вы платите ему деньги за это.

Конечно, это будет меньшая сумма, чем та, которую вы потратите на разработку этой машины — соответственно вы можете больше потратить на непосредственно научные исследования. Так же и NASA, и Министерство обороны [США] теперь могут направить деньги на более дорогие разработки, большие и точные телескопы, на межпланетные зонды, а не тратить кучу денег для того, чтобы преодолеть земную гравитацию.

— То есть получается, что частная компания решила проблему с логистикой для NASA.

— Это абсолютно точное сравнение, да.

— Что касается работы самой NASA как организации, у меня всегда возникал вопрос: это такая стратегическая военная структура, которая должна быть достаточно закрытой, но при этом мы видим, что компания достаточно публичная. Она рассказывает о космическом туризме, выдает символические паспорта астронавтов, снимаются различные сериалы, художественные фильмы об исследовании космоса. Зачем такой частично военной структуре столько публичности?

— NASA не является военной структурой, это не Пентагон и не ЦРУ, а научно-исследовательская структура, в которой, как и в любой, в принципе, структуре, существуют свои правила безопасности. Даже у вас на радио есть свои правила безопасности — в NASA они тоже есть.

Запуск Crew Dragon 15 ноября (Фото: NASA / Tony Gray and Kevin O'Connell)
Запуск Crew Dragon 15 ноября / Фото: NASA / Tony Gray and Kevin O'Connell

По популяризации и публичности: NASA — это структура, которая не работает на деньги правительства, она работает на деньги налогоплательщиков, таких как я, моя семья, моя напарница Франческа… И те результаты, которые Агентство получает во время своей работы, не принадлежат правительству и налогоплательщикам, — это достояние всего человечества, потому что все видео, фотоматериалы, все результаты научных исследований выложены в открытый доступ, и любой может ими воспользоваться.

А просмотр сериалов или чтение книг — как, например, это было с моей Франческой [Бату является автором романов о приключениях сотрудницы NASA Франчески, — НВ], — возможно, побуждает детей идти в университет, учиться на математика, физика, биолога, а потом идти в космические агентства своих стран для того, чтобы мы все вместе работали над научными и космическими исследованиями.

— Это ведь на самом деле круто и дает осознание, что ты являешься частью того огромного механизма, который отправляет человека в космос, что-то совершенно грандиозное.

— Это не просто такое ощущение, а так и есть.

— Как проходит типичный день работника космического агентства, если в этом контексте вообще можно говорить о типичном дне?

— День абсолютно типичный — я думаю, как у всех, кто приходит в офис [в раннее время]. <...> [Главное — любить] тех, с кем работаешь, любить свою работу и видеть результат. Так что nothing special, ничего волшебного нет. У нас нет волшебных палочек — только такие же компьютеры, голова и руки.

— Повлияла ли пандемия коронавируса каким-то образом и на космические исследования также? Казалось бы, сам вирус, видимо, не может проникнуть в космос так легко, но тоже может ставить какие-то палки в колеса в каких-то проектах, которые должны были состояться в 2020 году, но не состоялись.

— Конечно, пандемия и режим самоизоляции повлияли на тех ученых, которые занимались исследованиями в лабораториях и на стендах в офисах. Какая-то часть из них перешла в онлайн-режим; а те, кто были заняты в текущих миссиях, в основном не прерывали свою работу. Неважно, есть ли карантин на Земле, — [в космосе] нет вирусов. Мы перешли в разряд essential workers [с англ. работники критической сферы], продолжали ходить на работу, но, конечно, соблюдая правила безопасности: замеры температуры, постоянные тесты, маски, перчатки. Это те реалии, которые сейчас нас сопровождают каждый рабочий день. Но ни одна программа не была свернута. Некритичные программы отложили на время, но все запланированные на этот год проекты, которые я знаю, успешно состоялись.

— Если говорить о достижениях в 2020 году, то стыковка Crew Dragon с МКС является большим событием. А что еще такого выдающегося произошло в 2020-м, на что всем, кто интересуется космосом, стоит обратить внимание и подробнее исследовать?

— Кроме уже упомянутого полета миссии Crew-1 и капсул другой частной компании Starliner, которая уже совершила свой демонстрационный орбитальный полет 20 декабря 2019 года, и хотя стыковки из-за [проблем] с программным обеспечением не произошло, нам удалось хорошо выйти в атмосферу и безопасно посадить капсулу на грунт, а не в океан, как это делает Crew Dragon. Первый полет со стыковкой этой капсулы назначен на следующий год.

Стоит вспомнить зонд OSIRIS-REx, который 21 октября успешно коснулся поверхности астероида Бенну, собрал образцы и вернулся на землю. А в 2023 году исследования этих образцов помогут нам узнать, что же произошло при формировании нашей Вселенной, в частности Солнечной системы.

Также 30 июля в рамках миссии Марс-2020 на Красную планету отправился велосипед Perseverance — это велосипед совершенно другого поколения, он должен коснуться поверхности Марса 18 февраля следующего года. И полным ходом идет программа Artemis, к которой, кстати, на днях присоединилась и Украина, став одной из девяти участниц. Я считаю, это очень большая победа.

Подписывайтесь на наши подкасты на Soundcloud, Apple Podcasts, Google Podcasts и на платформе MEGOGO

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X