Блоги

2 декабря 2021, 08:53

НВ Премиум

YouTube перестал показывать дизлайки. Это ужасное решение — можем ли мы что-то изменить?

Кирилл Чеботарев

Журналист НВ

Чуть меньше месяца назад Youtube анонсировал изменение собственных правил — теперь мы не можем увидеть количество дизлайков под видео.

Немедленные изменения коснулись большинства пользователей, однако кому-то повезло чуть больше — например, я видел количество дизлайков еще несколько дней назад. Однако теперь эта реформа добралась и до моего аккаунта.

В компании объясняли решение попыткой защитить создателей контента от «травли дизлайками» — мол, пользователи могли массово объединяться против небольших каналов, чтобы забросать хейтом и создать видимость того, что видео массово не нравится людям. Однако пользователи были иного мнения — популярным стало мнение, что это попытка «защитить большие компании от критики и помогать им зарабатывать».

Мешали ли дизлайки продвигать видео?

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Нам необходима ваша поддержка, чтобы заниматься качественной журналистикой

Подписаться
Первый месяц 1 ₴. Отписаться можно в любой момент

В Youtube никогда не раскрывали, как именно соотношение лайков и дизлайков влияет на выдачу видео для пользователей.

Некоторые ютуберы проводили свои расследования — общее мнение сложилось, что Youtube работает по принципу Facebook. Неважно, как отреагировал пользователь, «понравилось» ему видео или нет — если оно привлекло его внимание настолько, чтобы он нажал на кнопку лайка или дизлайка, то видео хорошее и алгоритмы воспринимали его позитивно.

Лайки скорее были мерилом качества контента для людей. Не зря практически любая популярная песня набирала подавляющее количество отметок «нравится» — обычно ее заходили слушать именно те люди, которым нравится подобная музыка. Конечно, были исключения в виде Джастина Бибера в 2010-е, однако это скорее исключение, подтверждающее правило (например, клип Baby, который долгое время был самым «захейченным» на платформе, сейчас имеет 2,6 млрд просмотров).

Youtube уже давно славится своей оторванностью от аудитории — компания явно не поспевает за трендами и все больше становится похожей на огромную медленную и неповоротливую корпорацию, которые так не любят в интернете. Youtube Rewind — подборка видео, в которых компания подводит итоги года, в 2018 и 2019 собрала столько негатива, что в 2020 компания решила вообще не выпускать подобный ролик. Пандемия коронавируса выступила достаточно удобным объяснением для компании, чтобы избежать новой порции критики.

Почему так резко?

К своему судьбоносному решению Youtube шел несколько лет. Конечно же, исключительно ради борьбы с «травлей дизлайками».

Первые семена были посеяны еще в 2019 году, когда компания разрешила владельцам каналов отключать отображение количества лайков и дизлайков для зрителей.

Тогда пошли первые серьезные обсуждения проблемы. Люди предлагали огромное количество вариантов выхода из ситуации вроде опроса, который пользователь должен был заполнить, чтобы дать понять автору и площадке, что именно ему не понравилось; еще одним предложением было давать возможность ставить палец вниз только если пользователь просмотрел 25% видео. Однако на создание подобных инструментов ушло бы много сил и ресурсов — к тому же, все равно далеко не факт, что такие изменения одобрили бы большинство пользователей.

В апреле площадка впервые протестировала функцию скрытия количества дизлайков. Решение сразу же раскритиковали, а компанию обвиняли в подыгрывании интересам политиков и больших корпораций, которые ревностно относятся к любым негативным цифрам. Пользователи просили разработчиков не убирать возможность видеть количество дизлайков, ведь в большинстве случаев это единственный объективный показатель качества видео — особенно в случае с обучающими видео.

Конечно же, Youtube отвечал, что примет критику к сведению. Конечно же, Youtube ничего не принял к сведению и просто выкатил изменения. И это несмотря на то, что решение раскритиковали даже те, кого компания якобы пытается защитить — собственно, владельцы небольших каналов и блогеры.

Под видео, в котором компания рассказывает о своем решении, было в пять раз больше дизлайков прежде, чем их скрыли. После обновления разрыв увеличился — при 22 тыс. лайков там более 400 тыс. дизлайков.

«Жертвами „травли дизлайками“ были в основном большие корпорации», — говорит руководитель маркетингового агентства Thought Leaders Амит Альтман. По его мнению, это были попытки пользователей привлечь внимание компании к какой-либо проблеме или попытка показать, что ее последние действия не нравятся большому количеству людей.

Какие есть альтернативы? Мы больше никогда не увидим дизлайки?

Один из новых способов увидеть хотя бы приблизительное количество дизлайков — зайти в комментарии, где пользователи пишет нечто в стиле «Лайкните этот комментарий, чтобы поставить дизлайк».

Теперь у пользователей не будет другого выхода, кроме как высказывать свое недовольство текстом (если автор, конечно же, не закроет и комментарии, что будет больше похоже на какое-то тоталитарное государство, а не свободный интернет).

Нажмите F, чтобы отдать честь 19 миллионам дизлайков, — комментарий под видео Youtube Rewind 2018 / Фото: скриншот / Youtube

Для браузеров Chrome и Firefox появилось расширение Return YouTube Dislike, с помощью которого вы все-таки сможете себе вернуть отображение дизлайков. Однако продлится это недолго, ведь 13 декабря Youtube заблокирует публичный доступ к количеству лайков через API, из-за чего приложение не сможет показывать актуальную информацию.

Получается, нам остается исключительно ждать, что негативная реакция всего сообщества все-таки что-нибудь означает для платформы и там примут решение отменить последние изменения. Тем не менее, судя по тому, как работают большие компании в интернете, им проще отгородиться от негатива и просто переждать его — рано или поздно люди привыкнут, ведь достойной альтернативы Youtube до сих пор нет.

Другие новости

Все новости