Скрипач не нужен? Как технологии начали заменять людей и что с этим делать

5 октября 2020, 11:00
Цей матеріал також доступний українською

Ученые из МТИ считают, что к 2025-му роботы заменят 2 млн рабочих на производстве. Стоит ли беспокоиться из-за этого?

Недавно бельгийский коллега, владелец агентства недвижимости и апартаментов в центре Брюсселя пожаловался, что бизнес просел. 57% квартир вдруг оказались свободны. Много лет назад он говорил, что, являясь плохим продавцом, он выбирал бизнес, где ему не нужно будет продавать. Клиенты сами придут к нему, потому что им нужны квартиры. И вдруг перестали приходить, хотя у его конкурентов дела идут распрекрасно.

Видео дня

Оказалось, что во всем виноват Google, который закономерно перестал находить его убогий сайт в поиске. Сначала коллега хотел разместить многочисленные анонсы опустевших квартир вручную. Но, посчитав стоимость человеко-часа, налоги и выхлоп по итогу, согласился, что делать что-то «вручную» в Бельгии стало нерентабельно. Рентабельность и экономические факторы определяют судьбы людей.

Я не без гордости отдаю должное Украине: талантливые девелоперы творят, качество большинства сайтов и приложений в разы превосходит средний уровень бельгийских, но, процесс замены людей технологиями, который уже наблюдается в Европе, идет куда медленнее. А поскольку процесс этот страшно болезненный для людей, то, засунув руки в карманы, Украина может смело позволить остальному мир его на себе протестировать.

Пару лет назад я организовывала проект в Европе для группы белорусских банкиров. Они тогда очень удивились, что в разгар рабочего дня отделение банка по обслуживанию клиентов закрыто. Единственным доступным клиентам сервисом оставался банкомат. К сотруднику-человеку в бельгийском банке уже давно нужно записываться на встречу заранее. Помню в первый раз мне предложили «окошко» для встречи в 8:45 в пятницу через неделю. Рассчитано все на то, что большинство клиентов не будут ждать неделю, а пойдут на страницу FAQ, пообщаются с роботом в онлайн чате, протестируют функции в банковском приложении. Напрягутся немного, и сами разберутся. В общем, я, не без раздражения, но разобралась.

Украина, где всегда открыты отделения банков, и многочисленные менеджеры готовы ответить на вопросы в любое время дня, кажется просто затерявшимся в прошлом райским уголком. Кстати недавно один крупный украинский банк представил новую версию приложения, где у каждого клиента есть личный менеджер — живой человек, который сопровождает его в мире банковских услуг.

Клиентка этого банка (моя хорошая знакомая) не могла нарадоваться новому сервису, пока ее личный менеджер, которого она видела только на фотографии в приложении, начала задавать совершенно человеческие вопросы: «А что вы делаете за границей, вы там работаете или у вас кто-то близкий там живет? Человек, которому вы хотите сделать банковский перевод, это член семьи, родственник, друг?». «Большой брат следит за нами. Я на крючке!» — почувствовала моя знакомая себя героиней шпионского триллера.

После этого менеджер заверила, что она «просто так спросила, и к делу это не относится». В Европе у меня нет личного менеджера, а общение с приложением вселяет в меня «иллюзию анонимности». И хотя информация безусловно аккумулируется в системе банка, европейский закон о защите личных данных не позволит банку делиться этой информацией ни в каких целях. Возможно, в Украине тоже, и нет никакой разницы собирают о тебе информацию роботы или живые люди. Ведь все равно же собирают, и в Украине, и в Европе, и в Штатах. Но такое неприкрытое любопытство, пожалуй, относится к издержкам исключительно «человеческого сервиса».

Когда я прилетела в Японию в 2008 году, то ожидала увидеть «высокие технологии» в действии, и была крайне разочарована, увидев как странно организованы многие рабочие процессы. Например, во время обмена валют в аэропорту было задействовано 5 человек: один принимал деньги и выдавал жетон с номером, второй отмечал в листке каких купюр, в какой валюте и сколько принял, третий проверял не фальшивые ли деньги, четвертый — математик — пересчитывал на калькуляторе какую сумму нужно выдать в йенах, пятый принимал жетон и забирал деньги.

Ошибка, влияние «человеческого фактора» были сведены к «0». Но как они выдерживали такую нудную рутинную работу ежедневно, я не могла понять. Зато теперь понимаю, что чем мельче, незначительнее функция человека в рабочем процессе, тем проще его обезличить, и в дальнейшем заменить искусственным интеллектом. Наверное, японцы начали готовиться к неизбежному будущему первыми.

poster
Подписаться на ежедневную email-рассылку
материалов раздела Техно
Рассылка о том как технологии изменяют мир
Каждый понедельник

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X