Апокалипсис, который мы заслужили. Обзор The Last of Us Part II

1 июля 2020, 23:00
Цей матеріал також доступний українською

Вместе с презентацией PlayStation 5, одним из главных событий в игровой индустрии стал релиз The Last of Us Part II. НВ уже испытал новинку, и делится с вами своими впечатлениями о ней.

The Last of Us Part II пророчили титул «лучшей игры 2020 года» и множество наград на церемониях. По трейлерам, предварительным материалам и интервью создавалось впечатление, что нас ждет веха в индустрии — настоящее произведение искусства, которое задаст новую планку качества и станет безусловным примером для подражания.

Видео дня

Такое мнение бытовало среди вовлеченных в гейминг людей до конца апреля 2020 года, когда случилась злополучная утечка. В сеть попали геймплейные записи с множественными спойлерами сюжета The Last of Us Part II. И тут, как говорится, понеслось!

Скандалы, интриги и споры касательно свежего детища Naughty Dog наводнили интернет. А все потому, что сиквел изумительной первой части получился спорным в отдельных важных моментах.

НВ тоже заинтересовался The Last of Us Part II, долго проходил игру и теперь готов поделиться своим мнением о ней. Спойлер: единой хвалебной одой в сторону игры эта рецензия не станет.

Ба, это же все ручная работа!

Naughty Dog
Фото: Naughty Dog

Начать обзор хочется за здравие, то есть с однозначно положительного момента — технической составляющей. Выглядит The Last of Us Part II просто шикарно, и с этим бесполезно спорить.

Уже в самом начале игры демонстрируется большая дальность прорисовки, корректные отражения на поверхностях, причем как полные, так и частичные, отлично поставленное освещение и правильные тени, которые отбрасывают объекты в зависимости от времени суток.

Дизайн абсолютно всех локаций на высшем уровне: окружение постоянно напоминает, что пользователь попал в мир, где произошел апокалипсис, а люди сражаются за выживание. Особенно сильно это ощущается при тщательном осмотре почти полностью разрушенного Сиэтла — основного места действия сюжета.

Постройки в игре предельно точно наследуют первоисточник, так как разработчики долго исследовали мегаполис, все фотографировали и тщательно переносили в The Last of Us Part II.

Отдельной похвалой следует удостоить проработку интерьеров, ведь такого количества мелочей внутри разных комнат не найдешь в других проектах. Через окружение и записки Naughty Dog смогла рассказать несколько побочных историй о судьбе отдельных людей в мире постапокалипсиса, и это великолепно.

Naughty Dog
Фото: Naughty Dog

Если неспешно прогуливаться по уровням, тщательно их исследуя, то можно усилить ощущение погружения. Ему же способствуют визуальные эффекты, которые тоже держат высокую планку качества. К примеру, при прохождении можно заметить, как от ветра легонько шевелится трава. Благодаря таким мелочам The Last of Us Part II регулярно удивляет игрока.

Ну и здесь же нельзя не упомянуть об анимациях — их в новом проекте Naughty Dog десятки, а то и сотни. И речь не только о базовых движениях, множестве комбинаций атак в ближнем бою, прыжках и реакции на падение с высоты.

Такое легко заметить, в отличие от мелких анимаций, которые в The Last of Us Part II поражают больше всего. Вот выходит главная героиня из здания и попадает под дождь. Чтобы голова не намокла, она наденет капюшон курточки.

А после очередной успешной драки сможет ударить о ладошку напарника в знак радости. Лицевая анимация — это, вообще, вершина цифрового искусства. Разработчики сделали так, чтобы эмоции персонажей легко считывались и смотрелись натурально.

Благодаря естественным движениям бровей, губ и глаз, взглядам и грамотной операторской работе, игроку становится проще воспринимать героев, как реальных людей. В общем, если соберетесь проходить The Last of Us Part II — не спешите и дайте глазам вдоволь насладиться визуальным пиршеством.

Сложный сюжет — не всегда лучший сюжет

Naughty Dog
Фото: Naughty Dog

И если с технической стороны у игры полный порядок, — о сюжете такого не скажешь. Здесь важно понимать, что сиквел многие пользователи ждали именно из-за истории. Они жаждали увидеть продолжение приключений главного героя The Last of Us Джоэла и девочки Элли, с которой тот прошел полстраны в первой части. Если вы относитесь к таким людям — готовьтесь держать удар.

Во второй части франшизы демонстрируются события спустя пять лет после истории первой TLoU. Протагонистом теперь выступает Элли — девушке выполнилась 19 лет, и она напоминает едва повзрослевшего подростка. Дерзкая, бескомпромиссная и упрямая, но в то же время умная, смелая и умеющая слушать взрослых.

Она живет в Джексоне — поселении, которым командует Томми, брат Джоэла, и его супруга Мария. Главный герой первой части тоже находится там и по-прежнему присматривает за Элли, считая ее приемной дочерью. Прямым текстом этого не говорят, но по его поступкам все и так понятно. Собственно, девушка питает похожие чувства к старику.

Завязка истории происходит в тот момент, когда Элли и ее возлюбленная Дина отправляются на разведку. Да, главная героиня относится к людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией, и да, это часто будут подчеркивать по сюжету. Вообще, у игры есть проблемы с новомодными трендами и SJW-повесткой, которую выставляют на передний план повествования.

Но со временем к таким особенностям привыкаешь, что ли, начинаешь воспринимать весь этот культ силы женщин с улыбкой на лице. Вот еще бы так же относится к первому сюжетному повороту, кардинально меняющему восприятие The Last of Us Part II.

Мы здесь обойдемся без спойлеров, но скажем, что сценаристы Naughty Dog реализовали банальное и популистское решение, которое гарантированно вызовет эмоции. Причем этот ход заранее считывается и плохо работает на базовом уровне.

Замысел создателей, судя по всему, состоял в том, чтобы вызвать у пользователей эмоции, которые испытала Элли. Ее заставили сильно страдать, нанесли душевную рану и зародили внутри смелой девушки всепоглощающее желание мести.

А что же чувствует в этот момент игрок? Обман, раздражение и разочарование. Какой-то не тот эффект получился. Ну да ладно, допустим, пользователь смирился и продолжил прохождение. Ему покажут, как Элли отправляется в Сиэтл, чтобы отыскать своих обидчиков и отомстить.

Но примерно после середины прохождения происходит новый поворот, который вызывает горечь и раздражение. А затем правила игры меняются так, что отрицательные эмоции многократно усиливаются. В описанные моменты очень сложно удержаться, чтобы не выключить The Last of Us Part II со словами «я на такое не подписывался».

Naughty Dog
Фото: Naughty Dog

Naughty Dog явно ошиблась с акцентами и подачей повествования в отдельных моментах. Конечно, когда двигаешься дальше, стиснув зубы, отрицательные эмоции отступают, и приходит осознание неоднозначности происходящих событий.

Разработчики написали историю в духе серой морали, где нет правых или виновных — есть лишь поступки, хорошие или ужасные, рожденные жаждой мести, их зачастую печальные последствия и мир, где правит ненависть. Пользователям показывают, что персонажи, казавшиеся злодеями, далеко не такие плохие, а Элли — больше не милая девчонка, которая хочет добиться справедливости.

Но! Эти выводы появляются ближе к финалу, а до него сложно добраться из-за спорной подачи, банального твиста в начале и смене правил игры в середине. Многие фанаты первой The Last of Us попросту не согласятся смириться с видением Naughty Dog и выключат PlayStation 4 с фразой «не хочу, противно».

И как бы ни было печально, но у повествования есть еще два минуса, хотя и менее значимые. Первый заключается в том, что сюжет моментами нарочно растянут. К примеру, идет главная героиня к своей цели, почти достигает места назначения, как внезапно проваливается куда-то вниз и теперь должна давать крюка, чтобы добраться до указанной точки.

Такое происходит не один раз и натурально раздражает — история-то никуда не движется в это время. И ладно бы протагонист провалился, вышел на новую локацию, и там произошло событие, которое изменило текущую цель, но нет. Игрока просто заставляют лишних полчаса пробираться, например, к больнице, хотя до нее уже оставалось рукой подать.

А вторая проблема заключается во второстепенных героях — все они скучные и не привязывают к себе. Вспомните лидера общины каннибалов Дэвида из первой части. Каким же колоритным и одновременно пугающим получился упомянутый персонаж. В сиквеле никто даже близко не вызовет такого интереса, как этот парень.

Да, критики получилось много, так как проблемные аспекты затрагивают уж больно важные места в сердце каждого фаната The Last of Us. Однако у повествования есть и положительные стороны. Главная из них — история взаимоотношений Элли с Джоэлом, которая показывается во флешбеках.

Вот этот слой драмы работает великолепно, и он вызывает исключительно приятные чувства. Отношения главной героини и Дины поданы довольно неплохо и не вызывают отторжения, плюс ко всему их взаимные чувства играют важную роль в сюжете, так как искажаются в одностороннем порядке под давлением обстоятельств.

Радуют также и небольшие неожиданные повороты, когда спокойная обстановка резко сменяется напряженной постановочной сценой. Последние, кстати, выполнены на высшем уровне и нередко вызывают восторг. Жаль, что их наберется около пяти штук за все прохождение длительностью 25−35 часов.

Прокачка и головоломки

Naughty Dog
Фото: Naughty Dog

Затянули мы уже с сюжетом, пора переходить к геймплею, который, хвала всевышним силам, не придется так критиковать. Как уже говорилось выше, события сюжета происходят в Сиэтле — большом полуразрушенном мегаполисе. Мир в The Last of Us Part II составлен из локаций разных размеров, и по сравнению с первой частью он вырос в масштабах.

В отдельные моменты прохождения пользователя будут забрасывать на открытые районы, где расположено немало зданий, доступных для исследований. Однако преимущественную часть игры придется шагать по «коридорам» с небольшими ответвлениями. На каждой, даже самой маленькой локации есть объекты, за которыми можно спрятаться и лазы, куда способна протиснуться главная героиня.

Нередко разработчики скрывают нужный проход или создают препятствия на пути к нему, заставляя их преодолевать. Пространственные головоломки в The Last of Us Part II нельзя назвать сложными. Они заключаются во включении питания, поиске нужных предметов, взаимодействии с веревками/кабелями и простеньком платформинге.

Нередко бывает, что необходимо передвинуть контейнер или лестницу, чтобы получить возможность перелезть или пройти в конкретном месте. Попутно игроку необходимо рыскать по уголкам в поисках патронов и ресурсов трех типов: дополнений, материалов и деталей. Сразу стоит отметить, что тщательный обыск зданий на предмет полезностей сделает прохождение The Last of Us Part II куда проще.

А если подбирать только валяющиеся по пути предметы, то придется очень туго. Ресурсы в сиквеле используются для тех же задач, что и в первой части. Детали применяются для модернизации оружия в нескольких разных категориях. Например, улучшение скорострельности, приобретение оптического прицела, повышение устойчивости и так далее.

Апгрейды зависят от каждой отдельной пушки, а их установка показывается во всех деталях. При прокачке оружия на верстаках можно увидеть, как главная героиня работает с инструментами и совершает разные операции.

Дополнения, они же капсулы, отвечают за приобретение пассивных и активных навыков. Прокачивать протагониста можно по нескольким веткам, а доступ к ним открывается по мере нахождения руководств — обучающих журналов и книг. Каждая такая находка предоставляет доступ к одной линейке с пятью умениями.

Приобретать их нужно по очереди — не получится сразу купить способности, наиболее подходящие под свой стиль игры. Ну а материалы — это пластиковые бутылки, спирт, бинты, металлические детали и прочее. Весь этот джентльменский набор используется при создании разнообразной экипировки.

Список включает аптечки, глушители для пистолета, несколько типов бомб и гранат, улучшения для оружия ближнего боя, заточки, разрывные патроны и стрелы. Каждому из указанных предметов найдется применение в сражениях, которые выступают едва ли не главным преимуществом The Last of Us Part II.

Всех и не перебьешь

Naughty Dog
Фото: Naughty Dog

Драться в игре приходится с тремя типами врагов: зараженными и людьми из двух враждующих группировок — «Вашингтонского освободительного фронта» (ВОФ) и секты «Серафиты». Монстры, ставшие таковыми вследствие заражения кордицепсом, делятся на несколько видов.

Бегуны, щелкуны и топляки встречались и в первой части, а так как поведение и навыки этих противников не изменились — заострять на них внимание нет смысла. Из новых зараженных в сиквеле присутствуют только шаркуны — большие монстры с низкой подвижностью и неплохой выносливостью.

Они способны выпускать вокруг себя ядовитые споры, а также хватать и удерживать главную героиню, травя при этом кислотой. Последняя атака особенно опасна, поэтому к шаркунам лучше близко не подходить.

Ребята из «ВОФ», которых также называют «псами», напоминают обычных бандитов из первой части, только более организованных. Их отличительной чертой выступает активное использование огнестрельного оружия и собак. Верные питомцы способны учуять запах Элли и двинуться по ее следам, что часто ломает всю стратегию боя.

Животные ходят с хозяином, и если того убить, они начнут лаять, привлекая внимание остальных недругов в округе. «Серафиты», или «шрамы» в простонародье, чаще всего используют луки и холодное оружие, хотя порой в их отрядах попадаются снайперы, бойцы с коктейлями Молотова и ребята с дробовиками. Они общаются свистом разной тональности, тогда как «псы» просто перекрикиваются между собой.

Поведение бойцов из двух группировок в бою примерно одинаковое — они прячутся за укрытиями, обходят с фланга и сообщают союзникам о позиции главной героини. Единственное отличие, что солдаты из ВОФ активнее штурмуют игрока, когда тот в укрытии, а «шрамы» действуют осторожнее. Хотя, возможно, это мне лишь показалось.

Сочная и динамичная боевая система

Naughty Dog
Фото: Naughty Dog

Сражаться против такого богатого видового разнообразия врагов предстоит с помощью всякого оружия и вышеупомянутой экипировки. Арсенал в The Last of Us Part II включает около десяти пушек, которые делятся на пистолеты, крупнокалиберное и специальное (лук/арбалет). Каждое оружие имеет свои параметры и особенности, которые предстоит узнавать на практике.

Например, пистолет универсален, но наносит значительный урон только при попадании в голову. Если стрелять из него в туловище, то придётся потратить от двух до пяти патронов в зависимости от типа противника. При этом боеприпасов не всегда хватает, даже если внимательно исследовать каждую локацию. Дробовик хорош на ближней дистанции, а вот на средней уже подводит из-за разброса.

Снайперская винтовка обладает высоким уроном, что компенсируется низкой скорострельностью и небольшим объемом магазина. Благодаря таким особенностям в сражениях приходится постоянно ранжировать пушки, опираясь на сложившуюся ситуацию. Сделать это, кстати, не так-то просто. У главной героини по умолчанию только два оружия на изготовке — один пистолет и крупнокалиберное или специальное.

И если нужно произвести замену, например, выбрать револьвер, то активируется соответствующая анимация: Элли присядет и начнет доставать пушку из рюкзака. Эта операция отнимает драгоценные секунды, которых в бою порой попросту нет. Благо при исследовании локаций можно найти кобуру, чтобы на изготовке было по два оружия в каждой из двух категорий.

Пистолет с глушителем, лук и арбалет почти не производят шума при стрельбе, поэтому их удобно применять во время стелса. Эта механика здесь представлена возможностью бесшумно передвигаться на корточках и брать врагов в захват, чтобы аккуратно обезвреживать. Во время последнего действия из противников можно сделать живой щит, но долго держать их при себе не получится.

Схваченные недруги постоянно дергаются, мешая целиться, и вырываются спустя несколько мгновений. Еще при стелсе помогают прятки в густой траве, но чтобы стать в ней почти незаметным, необходимо лечь. Вот тогда противники увидят главную героиню только в непосредственной близости, а если сидеть на корточках, то камуфляж перестает быть таким действенным.

К стелсу также можно записать использование подручных средств, то есть бутылок и кирпичей, для отвлечения врагов. Их же можно бросать прямо в соперника, чтобы оглушить его и произвести мощный удар вблизи. Он наносит больше урона, нежели стандартный выпад главной героини.

Naughty Dog
Фото: Naughty Dog

Если же рассматривать контактный бой в целом, то он почти не претерпел изменений. Единственным нововведением стали уклонения, которые помогают избежать нападений противника и быстро перейти в наступление. А в остальном все то же самое — подбираешь холодное или дробящее оружие, прикручиваешь к нему улучшение для повышения урона и совершаешь серии ударов.

Последним новшеством боевой системы выступает необходимость вытаскивать стрелу из плеча. Пока она находится в теле Элли, то постепенно отнимает здоровье. Но достать снаряд в пылу боя непросто, так как на это тратится несколько секунд.

Фанаты The Last of Us наверняка заметили, что с геймплейной точки зрения, сражения в сиквеле не стали глубже. Это верно, но их динамика взлетела сразу на несколько уровней вверх. Благодаря постоянным передвижениям врагов, отслеживать которые нужно с помощью режима слуха (показывает, где находятся ближайшие противники), улучшенному искусственному интеллекту и разнообразию локаций почти каждая драка проходит по уникальному сценарию.

Требуется много думать, держать в уме количество патронов и примерные маршруты недругов, и строить тактику боя. Это доставляет большое удовольствие, и хотя сражений много, они почти не приедаются.

В конце концов, битвы еще и безумно зрелищные. Противники корректно реагируют на попадания пули, кричат, когда получают ранения, и натурально мучаются, если теряют конечность. Да, расчленение есть, причем во всех подробностях, как и обилие крови, которая брызгает на траву и стены.

И это, кстати, еще не вся жестокость — в сюжетных заставках игрокам покажут, как молотком ломают руки, пытают людей и превращают лица в кровавую массу от избиения. Короче, детей от The Last of Us Part II нужно держать подальше.

Ну и перед выводами давайте парочкой лестных слов вспомним саундтрек — грешно не отметить великолепную работу Густаво Сантаолальи. Как же тонко этот композитор подчеркивает настроение игры.

Его акустические мелодии во время драматических моментов умело накаляют атмосферу, а без напряженного эмбиента, звучащего при путешествиях по заброшенным зданиям, Сиэтл не казался бы таким мрачным, нелюдимым и пугающим.

Выводы

Naughty Dog
Фото: Naughty Dog

Буду краток. The Last of Us Part II — это все же достойный проект и видно, что его создавали фанаты своего дела. Работа художников и дизайнеров на высшем уровне, от постановки отдельных моментов волосы встают дыбом, а сражения почти всегда захватывают. Но сюжет… Он получился слишком неоднозначным.

Идеи в нем заложены правильные, посыл тоже, но подача, спорный твист в начале, и разворот на 180 градусов в середине — с этим смогут смириться не все. Если вы хотите пройти сиквел исключительно ради истории, то лучше хотя бы подождать скидок на игру, так как можно слишком сильно разочароваться.

Оценка НВ
8 / 10

Но оценивая The Last of Us Part II в комплексе, все же хочется ее порекомендовать. Просто постарайтесь пережить отрицательные моменты, и в конце вы не пожалеете, что потратили на проект время.

poster
Подписаться на ежедневную email-рассылку
материалов раздела Техно
Рассылка о том как технологии изменяют мир
Каждый понедельник

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X