Апокалипсис, который мы заслужили. Обзор The Last of Us Part II
Вместе с презентацией PlayStation 5, одним из главных событий в игровой индустрии стал релиз The Last of Us Part II. НВ уже испытал новинку, и делится с вами своими впечатлениями о ней.
The Last of Us Part II пророчили титул «лучшей игры 2020 года» и множество наград на церемониях. По трейлерам, предварительным материалам и интервью создавалось впечатление, что нас ждет веха в индустрии — настоящее произведение искусства, которое задаст новую планку качества и станет безусловным примером для подражания.
Такое мнение бытовало среди вовлеченных в гейминг людей до конца апреля 2020 года, когда случилась злополучная утечка. В сеть попали геймплейные записи с множественными спойлерами сюжета The Last of Us Part II. И тут, как говорится, понеслось!
Скандалы, интриги и споры касательно свежего детища Naughty Dog наводнили интернет. А все потому, что сиквел изумительной первой части получился спорным в отдельных важных моментах.
НВ тоже заинтересовался The Last of Us Part II, долго проходил игру и теперь готов поделиться своим мнением о ней. Спойлер: единой хвалебной одой в сторону игры эта рецензия не станет.
Ба, это же все ручная работа!

Начать обзор хочется за здравие, то есть с однозначно положительного момента — технической составляющей. Выглядит The Last of Us Part II просто шикарно, и с этим бесполезно спорить.
Уже в самом начале игры демонстрируется большая дальность прорисовки, корректные отражения на поверхностях, причем как полные, так и частичные, отлично поставленное освещение и правильные тени, которые отбрасывают объекты в зависимости от времени суток.
Дизайн абсолютно всех локаций на высшем уровне: окружение постоянно напоминает, что пользователь попал в мир, где произошел апокалипсис, а люди сражаются за выживание. Особенно сильно это ощущается при тщательном осмотре почти полностью разрушенного Сиэтла — основного места действия сюжета.
Постройки в игре предельно точно наследуют первоисточник, так как разработчики долго исследовали мегаполис, все фотографировали и тщательно переносили в The Last of Us Part II.
Отдельной похвалой следует удостоить проработку интерьеров, ведь такого количества мелочей внутри разных комнат не найдешь в других проектах. Через окружение и записки Naughty Dog смогла рассказать несколько побочных историй о судьбе отдельных людей в мире постапокалипсиса, и это великолепно.

Если неспешно прогуливаться по уровням, тщательно их исследуя, то можно усилить ощущение погружения. Ему же способствуют визуальные эффекты, которые тоже держат высокую планку качества. К примеру, при прохождении можно заметить, как от ветра легонько шевелится трава. Благодаря таким мелочам The Last of Us Part II регулярно удивляет игрока.
Ну и здесь же нельзя не упомянуть об анимациях — их в новом проекте Naughty Dog десятки, а то и сотни. И речь не только о базовых движениях, множестве комбинаций атак в ближнем бою, прыжках и реакции на падение с высоты.
Такое легко заметить, в отличие от мелких анимаций, которые в The Last of Us Part II поражают больше всего. Вот выходит главная героиня из здания и попадает под дождь. Чтобы голова не намокла, она наденет капюшон курточки.
А после очередной успешной драки сможет ударить о ладошку напарника в знак радости. Лицевая анимация — это, вообще, вершина цифрового искусства. Разработчики сделали так, чтобы эмоции персонажей легко считывались и смотрелись натурально.
Благодаря естественным движениям бровей, губ и глаз, взглядам и грамотной операторской работе, игроку становится проще воспринимать героев, как реальных людей. В общем, если соберетесь проходить The Last of Us Part II — не спешите и дайте глазам вдоволь насладиться визуальным пиршеством.
Сложный сюжет — не всегда лучший сюжет

И если с технической стороны у игры полный порядок, — о сюжете такого не скажешь. Здесь важно понимать, что сиквел многие пользователи ждали именно из-за истории. Они жаждали увидеть продолжение приключений главного героя The Last of Us Джоэла и девочки Элли, с которой тот прошел полстраны в первой части. Если вы относитесь к таким людям — готовьтесь держать удар.
Во второй части франшизы демонстрируются события спустя пять лет после истории первой TLoU. Протагонистом теперь выступает Элли — девушке выполнилась 19 лет, и она напоминает едва повзрослевшего подростка. Дерзкая, бескомпромиссная и упрямая, но в то же время умная, смелая и умеющая слушать взрослых.
Она живет в Джексоне — поселении, которым командует Томми, брат Джоэла, и его супруга Мария. Главный герой первой части тоже находится там и по-прежнему присматривает за Элли, считая ее приемной дочерью. Прямым текстом этого не говорят, но по его поступкам все и так понятно. Собственно, девушка питает похожие чувства к старику.
Завязка истории происходит в тот момент, когда Элли и ее возлюбленная Дина отправляются на разведку. Да, главная героиня относится к людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией, и да, это часто будут подчеркивать по сюжету. Вообще, у игры есть проблемы с новомодными трендами и SJW-повесткой, которую выставляют на передний план повествования.
Но со временем к таким особенностям привыкаешь, что ли, начинаешь воспринимать весь этот культ силы женщин с улыбкой на лице. Вот еще бы так же относится к первому сюжетному повороту, кардинально меняющему восприятие The Last of Us Part II.
Мы здесь обойдемся без спойлеров, но скажем, что сценаристы Naughty Dog реализовали банальное и популистское решение, которое гарантированно вызовет эмоции. Причем этот ход заранее считывается и плохо работает на базовом уровне.
Замысел создателей, судя по всему, состоял в том, чтобы вызвать у пользователей эмоции, которые испытала Элли. Ее заставили сильно страдать, нанесли душевную рану и зародили внутри смелой девушки всепоглощающее желание мести.
А что же чувствует в этот момент игрок? Обман, раздражение и разочарование. Какой-то не тот эффект получился. Ну да ладно, допустим, пользователь смирился и продолжил прохождение. Ему покажут, как Элли отправляется в Сиэтл, чтобы отыскать своих обидчиков и отомстить.
Но примерно после середины прохождения происходит новый поворот, который вызывает горечь и раздражение. А затем правила игры меняются так, что отрицательные эмоции многократно усиливаются. В описанные моменты очень сложно удержаться, чтобы не выключить The Last of Us Part II со словами «я на такое не подписывался».

Naughty Dog явно ошиблась с акцентами и подачей повествования в отдельных моментах. Конечно, когда двигаешься дальше, стиснув зубы, отрицательные эмоции отступают, и приходит осознание неоднозначности происходящих событий.
Разработчики написали историю в духе серой морали, где нет правых или виновных — есть лишь поступки, хорошие или ужасные, рожденные жаждой мести, их зачастую печальные последствия и мир, где правит ненависть. Пользователям показывают, что персонажи, казавшиеся злодеями, далеко не такие плохие, а Элли — больше не милая девчонка, которая хочет добиться справедливости.
Но! Эти выводы появляются ближе к финалу, а до него сложно добраться из-за спорной подачи, банального твиста в начале и смене правил игры в середине. Многие фанаты первой The Last of Us попросту не согласятся смириться с видением Naughty Dog и выключат PlayStation 4 с фразой «не хочу, противно».
И как бы ни было печально, но у повествования есть еще два минуса, хотя и менее значимые. Первый заключается в том, что сюжет моментами нарочно растянут. К примеру, идет главная героиня к своей цели, почти достигает места назначения, как внезапно проваливается куда-то вниз и теперь должна давать крюка, чтобы добраться до указанной точки.
Такое происходит не один раз и натурально раздражает — история-то никуда не движется в это время. И ладно бы протагонист провалился, вышел на новую локацию, и там произошло событие, которое изменило текущую цель, но нет. Игрока просто заставляют лишних полчаса пробираться, например, к больнице, хотя до нее уже оставалось рукой подать.
А вторая проблема заключается во второстепенных героях — все они скучные и не привязывают к себе. Вспомните лидера общины каннибалов Дэвида из первой части. Каким же колоритным и одновременно пугающим получился упомянутый персонаж. В сиквеле никто даже близко не вызовет такого интереса, как этот парень.
Да, критики получилось много, так как проблемные аспекты затрагивают уж больно важные места в сердце каждого фаната The Last of Us. Однако у повествования есть и положительные стороны. Главная из них — история взаимоотношений Элли с Джоэлом, которая показывается во флешбеках.
Вот этот слой драмы работает великолепно, и он вызывает исключительно приятные чувства. Отношения главной героини и Дины поданы довольно неплохо и не вызывают отторжения, плюс ко всему их взаимные чувства играют важную роль в сюжете, так как искажаются в одностороннем порядке под давлением обстоятельств.
Радуют также и небольшие неожиданные повороты, когда спокойная обстановка резко сменяется напряженной постановочной сценой. Последние, кстати, выполнены на высшем уровне и нередко вызывают восторг. Жаль, что их наберется около пяти штук за все прохождение длительностью 25−35 часов.
Прокачка и головоломки

Затянули мы уже с сюжетом, пора переходить к геймплею, который, хвала всевышним силам, не придется так критиковать. Как уже говорилось выше, события сюжета происходят в Сиэтле — большом полуразрушенном мегаполисе. Мир в The Last of Us Part II составлен из локаций разных размеров, и по сравнению с первой частью он вырос в масштабах.
В отдельные моменты прохождения пользователя будут забрасывать на открытые районы, где расположено немало зданий, доступных для исследований. Однако преимущественную часть игры придется шагать по «коридорам» с небольшими ответвлениями. На каждой, даже самой маленькой локации есть объекты, за которыми можно спрятаться и лазы, куда способна протиснуться главная героиня.
Нередко разработчики скрывают нужный проход или создают препятствия на пути к нему, заставляя их преодолевать. Пространственные головоломки в The Last of Us Part II нельзя назвать сложными. Они заключаются во включении питания, поиске нужных предметов, взаимодействии с веревками/кабелями и простеньком платформинге.
Нередко бывает, что необходимо передвинуть контейнер или лестницу, чтобы получить возможность перелезть или пройти в конкретном месте. Попутно игроку необходимо рыскать по уголкам в поисках патронов и ресурсов трех типов: дополнений, материалов и деталей. Сразу стоит отметить, что тщательный обыск зданий на предмет полезностей сделает прохождение The Last of Us Part II куда проще.
А если подбирать только валяющиеся по пути предметы, то придется очень туго. Ресурсы в сиквеле используются для тех же задач, что и в первой части. Детали применяются для модернизации оружия в нескольких разных категориях. Например, улучшение скорострельности, приобретение оптического прицела, повышение устойчивости и так далее.
Апгрейды зависят от каждой отдельной пушки, а их установка показывается во всех деталях. При прокачке оружия на верстаках можно увидеть, как главная героиня работает с инструментами и совершает разные операции.
Дополнения, они же капсулы, отвечают за приобретение пассивных и активных навыков. Прокачивать протагониста можно по нескольким веткам, а доступ к ним открывается по мере нахождения руководств — обучающих журналов и книг. Каждая такая находка предоставляет доступ к одной линейке с пятью умениями.
Приобретать их нужно по очереди — не получится сразу купить способности, наиболее подходящие под свой стиль игры. Ну а материалы — это пластиковые бутылки, спирт, бинты, металлические детали и прочее. Весь этот джентльменский набор используется при создании разнообразной экипировки.
Список включает аптечки, глушители для пистолета, несколько типов бомб и гранат, улучшения для оружия ближнего боя, заточки, разрывные патроны и стрелы. Каждому из указанных предметов найдется применение в сражениях, которые выступают едва ли не главным преимуществом The Last of Us Part II.
Всех и не перебьешь

Драться в игре приходится с тремя типами врагов: зараженными и людьми из двух враждующих группировок — «Вашингтонского освободительного фронта» (ВОФ) и секты «Серафиты». Монстры, ставшие таковыми вследствие заражения кордицепсом, делятся на несколько видов.
Бегуны, щелкуны и топляки встречались и в первой части, а так как поведение и навыки этих противников не изменились — заострять на них внимание нет смысла. Из новых зараженных в сиквеле присутствуют только шаркуны — большие монстры с низкой подвижностью и неплохой выносливостью.
Они способны выпускать вокруг себя ядовитые споры, а также хватать и удерживать главную героиню, травя при этом кислотой. Последняя атака особенно опасна, поэтому к шаркунам лучше близко не подходить.
Ребята из «ВОФ», которых также называют «псами», напоминают обычных бандитов из первой части, только более организованных. Их отличительной чертой выступает активное использование огнестрельного оружия и собак. Верные питомцы способны учуять запах Элли и двинуться по ее следам, что часто ломает всю стратегию боя.
Животные ходят с хозяином, и если того убить, они начнут лаять, привлекая внимание остальных недругов в округе. «Серафиты», или «шрамы» в простонародье, чаще всего используют луки и холодное оружие, хотя порой в их отрядах попадаются снайперы, бойцы с коктейлями Молотова и ребята с дробовиками. Они общаются свистом разной тональности, тогда как «псы» просто перекрикиваются между собой.
Поведение бойцов из двух группировок в бою примерно одинаковое — они прячутся за укрытиями, обходят с фланга и сообщают союзникам о позиции главной героини. Единственное отличие, что солдаты из ВОФ активнее штурмуют игрока, когда тот в укрытии, а «шрамы» действуют осторожнее. Хотя, возможно, это мне лишь показалось.
Сочная и динамичная боевая система

Сражаться против такого богатого видового разнообразия врагов предстоит с помощью всякого оружия и вышеупомянутой экипировки. Арсенал в The Last of Us Part II включает около десяти пушек, которые делятся на пистолеты, крупнокалиберное и специальное (лук/арбалет). Каждое оружие имеет свои параметры и особенности, которые предстоит узнавать на практике.
Например, пистолет универсален, но наносит значительный урон только при попадании в голову. Если стрелять из него в туловище, то придётся потратить от двух до пяти патронов в зависимости от типа противника. При этом боеприпасов не всегда хватает, даже если внимательно исследовать каждую локацию. Дробовик хорош на ближней дистанции, а вот на средней уже подводит из-за разброса.
Снайперская винтовка обладает высоким уроном, что компенсируется низкой скорострельностью и небольшим объемом магазина. Благодаря таким особенностям в сражениях приходится постоянно ранжировать пушки, опираясь на сложившуюся ситуацию. Сделать это, кстати, не так-то просто. У главной героини по умолчанию только два оружия на изготовке — один пистолет и крупнокалиберное или специальное.
И если нужно произвести замену, например, выбрать револьвер, то активируется соответствующая анимация: Элли присядет и начнет доставать пушку из рюкзака. Эта операция отнимает драгоценные секунды, которых в бою порой попросту нет. Благо при исследовании локаций можно найти кобуру, чтобы на изготовке было по два оружия в каждой из двух категорий.
Пистолет с глушителем, лук и арбалет почти не производят шума при стрельбе, поэтому их удобно применять во время стелса. Эта механика здесь представлена возможностью бесшумно передвигаться на корточках и брать врагов в захват, чтобы аккуратно обезвреживать. Во время последнего действия из противников можно сделать живой щит, но долго держать их при себе не получится.
Схваченные недруги постоянно дергаются, мешая целиться, и вырываются спустя несколько мгновений. Еще при стелсе помогают прятки в густой траве, но чтобы стать в ней почти незаметным, необходимо лечь. Вот тогда противники увидят главную героиню только в непосредственной близости, а если сидеть на корточках, то камуфляж перестает быть таким действенным.
К стелсу также можно записать использование подручных средств, то есть бутылок и кирпичей, для отвлечения врагов. Их же можно бросать прямо в соперника, чтобы оглушить его и произвести мощный удар вблизи. Он наносит больше урона, нежели стандартный выпад главной героини.

Если же рассматривать контактный бой в целом, то он почти не претерпел изменений. Единственным нововведением стали уклонения, которые помогают избежать нападений противника и быстро перейти в наступление. А в остальном все то же самое — подбираешь холодное или дробящее оружие, прикручиваешь к нему улучшение для повышения урона и совершаешь серии ударов.
Последним новшеством боевой системы выступает необходимость вытаскивать стрелу из плеча. Пока она находится в теле Элли, то постепенно отнимает здоровье. Но достать снаряд в пылу боя непросто, так как на это тратится несколько секунд.
Фанаты The Last of Us наверняка заметили, что с геймплейной точки зрения, сражения в сиквеле не стали глубже. Это верно, но их динамика взлетела сразу на несколько уровней вверх. Благодаря постоянным передвижениям врагов, отслеживать которые нужно с помощью режима слуха (показывает, где находятся ближайшие противники), улучшенному искусственному интеллекту и разнообразию локаций почти каждая драка проходит по уникальному сценарию.
Требуется много думать, держать в уме количество патронов и примерные маршруты недругов, и строить тактику боя. Это доставляет большое удовольствие, и хотя сражений много, они почти не приедаются.
В конце концов, битвы еще и безумно зрелищные. Противники корректно реагируют на попадания пули, кричат, когда получают ранения, и натурально мучаются, если теряют конечность. Да, расчленение есть, причем во всех подробностях, как и обилие крови, которая брызгает на траву и стены.
И это, кстати, еще не вся жестокость — в сюжетных заставках игрокам покажут, как молотком ломают руки, пытают людей и превращают лица в кровавую массу от избиения. Короче, детей от The Last of Us Part II нужно держать подальше.
Ну и перед выводами давайте парочкой лестных слов вспомним саундтрек — грешно не отметить великолепную работу Густаво Сантаолальи. Как же тонко этот композитор подчеркивает настроение игры.
Его акустические мелодии во время драматических моментов умело накаляют атмосферу, а без напряженного эмбиента, звучащего при путешествиях по заброшенным зданиям, Сиэтл не казался бы таким мрачным, нелюдимым и пугающим.
Выводы

Буду краток. The Last of Us Part II — это все же достойный проект и видно, что его создавали фанаты своего дела. Работа художников и дизайнеров на высшем уровне, от постановки отдельных моментов волосы встают дыбом, а сражения почти всегда захватывают. Но сюжет… Он получился слишком неоднозначным.
Идеи в нем заложены правильные, посыл тоже, но подача, спорный твист в начале, и разворот на 180 градусов в середине — с этим смогут смириться не все. Если вы хотите пройти сиквел исключительно ради истории, то лучше хотя бы подождать скидок на игру, так как можно слишком сильно разочароваться.
Но оценивая The Last of Us Part II в комплексе, все же хочется ее порекомендовать. Просто постарайтесь пережить отрицательные моменты, и в конце вы не пожалеете, что потратили на проект время.

материалов раздела Техно
Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.