Netflix или Megogo? Как стриминговые платформы погубят телевидение и станут новым интернетом

25 июня 2020, 21:00

Netflix, HBO, Apple TV+, Amazon Prime — еще несколько лет назад эти названия ни о чем не говорили массовому пользователю. Но сегодня они полным ходом меняют ТВ и интернет, и вот почему.

С каждым годом все больше людей пользуются стриминговыми сервисами. Только Netflix, по последним данным, к концу 2019 года смотрело более 167 млн зрителей со всего мира  это на 20% больше, чем в 2018 году. Тогда эта цифра составляла 138 млн.

Видео дня

Netflix, Megogo, oll. tv, Vodafone TV и другие  это все ОТТ-сервисы, основанные на технологии Оver The Top  доставка видеосигнала непосредственно от провайдера контента на устройство пользователя через интернет.

Иными словами, ОTT  это видеосервис в обход кабельного и спутникового телевидения.

Разбираемся, почему такие сервисы становятся все более популярными, как они изменяют рынок, пользовательский опыт и впечатления зрителей от просмотра.

Что привлекает пользователей в ОТТ-сервисах?

Начнем с того, что в основном украинцы продолжают смотреть телевидение. Постепенно они переходят из кабельного аналогового телевидения на цифровое, а многие уже годами пользуются спутниковой антенной.

Все эти варианты требовали проведения кабеля или покупки недешевой антенны, или настройки тюнера (на английском  «set-top boxes»).

В свою очередь, ОТТ позволяет конечным пользователям смотреть фильмы, сериалы и прочее, используя собственные смартфоны, ноутбуки, Smart TV и вообще любые гаджеты.

Все, что нужно,  это оплатить подписку и иметь доступ к интернету на своем устройстве.

Основные преимущества ОТТ-систем:

 высокое качество за умеренную цену: ОТТ-сервисы предоставляют несколько вариантов подписок (большинство видео в HD-качестве) и среди них можно найти более дешевую альтернативу привычному кабельному телевидению;

 разнообразие контента: кроме обычных телевизионных каналов ОТТ-сервисы предлагают подборку фильмов, сериалов и даже собственный видеоконтент, доступный к просмотру в любое время.

Такие американские ОТТ-сервисы, как HBO, Netflix, Disney + вырабатывают свой видеоконтент и эксклюзивно транслируют его на своих платформах;

 доступность просмотра на многих устройствах: раньше все смотрели телевизор. Сейчас  вместо него достаточно обладать одним из устройств: Smart TV, планшет, компьютер, смартфон, или подойдет даже игровая консоль.

Как видим, именно удобство и легкость в применении  одна из главных преимуществ ОТТ-систем. Пользователь по факту не привязан ни к конкретному устройству, ни к физическому расположению, ни к интернет-провайдеру.

То есть ОТТ соответствует потребностям современных людей быть мобильными.

Главный тренд

Рынок стримингових сервисов формируют два основных тренда: обеспечение наиболее эффективной монетизации для провайдера и лучший пользовательский опыт. Именно для этого используют новые технологические решения.

Улучшить пользовательский опыт помогли анализ предпочтений клиентов и персонализация контента. Кроме этого, пользователи самостоятельно выбирают, что, когда и как просматривать, получают рекомендации на основе собственных предпочтений и оповещения о новом интересном контенте.

Больше не надо покупать DVD, посещать кинотеатр или мчаться домой на просмотр любимого сериала, который транслируют по будням в определенное время.

Персонализированный контент и клиентоориентированность как раз и есть главный тренд, который начали и распространили ОТТ-системы,  именно это стало залогом успеха.

Поэтому Netflix предлагает новым пользователям отметить любимые фильмы и сериалы. Таким образом, система формирует рекомендации и показывает лишь то, что могло бы заинтересовать зрителя.

Кроме этого, конечно, все большую роль играют удобный интерфейс, продуманная навигация, бесперебойная подача и качество видео. Без такого набора будет очень трудно привлечь новую аудиторию, поэтому игроки на ОТТ-рынка уделяют этому больше внимания.

Для обеспечения лучшей монетизации ОТТ-провайдеры также ввели новый подход относительно аналитики и рекламы.

Именно так стриминг-сервисы смогли получить достаточно точную информацию о том, что именно предпочитает смотреть аудитория (включая любимые жанры, персонажи, актеры, сюжеты), а также когда лучшее время для трансляции и многое другое.

Следовательно, новый контент создается с учетом этой информации и становится все более популярным.

Как развивается ОТТ в Украине

Несмотря на то что в нашей стране распространено пиратство контента, рынок ОТТ развивается довольно быстро. Все больше людей готовы платить за возможность просматривать сериалы и фильмы в высоком качестве на одном ресурсе.

Появляются новые ОТТ-сервисы, между ними возникает конкуренция. Это и стимулирует компании совершенствовать сервис для пользователей.

Украинский ОТТ-рынок в последние годы становится оживленнее. Из-за этого возникает конкуренция не только между уже известными ОТТ-платформами, как Megogo, oll. tv, sweet. tv, divan. tv, но и появляются соперники от классических телекомпровайдеров, вроде Kyivstar Go TV, Volia TV и Vodafone TV.

В будущем спрос будет только увеличиваться и появятся новые сервисы, возможно, с большей специализацией контента (например, исключительно спортивные или детские). И количество пользователей растет  они все больше понимают, что у них альтернатива обычному телевизору.

Развитие сервисов OTT идет в ногу с современными мировыми тенденциями. С точки зрения функционала, развитие украинского ОТТ не только не отстает от международных конкурентов, а порой опережает.

Например, Megogo можно считать образцом классической ОТТ-системы. У них имеется большой каталог фильмов и сериалов, премиум-контент, просмотр обычных телеканалов (которые можно посмотреть в записи), спортивные трансляции и многое другое.

В эту платформу можно добавить разве что музыку, функцию многопользовательских профилей и функции личного DVR (автоматическая запись эфира на запрос пользователя).

Между тем в Украине достаточно вызовов и проблем, замедляющих развитие индустрии OTT, а именно:

 лицензии на контент: ОТТ-сервисы вынуждены получать лицензию провайдера не в определенном городе или внутреннем регионе, а на всю территорию Украины. Такая масштабность влияет на сумму лицензионного сбора, поэтому большинство ОТТ-сервисов работают без лицензий провайдеров;

 локализация контента, а именно качественная и всеобъемлющая озвучка на украинском языке;

 борьба с пиратством: Украина, как и раньше, попадает в мировые рейтинги стран;

 нарушители прав интеллектуальной собственности.

Как будет продвигаться дело дальше

В дальнейшем ОТТ будет все больше использовать большое количество данных, чтобы анализировать поведение своей многомиллионной аудитории. С помощью алгоритмов искусственного интеллекта уже сейчас можно прогнозировать, какой контент будет успешным в будущем.

Кроме этого, персонализация контента поможет и в дальнейшем усовершенствовать таргетированную рекламу, сделать ее более целенаправленной. Вполне вероятно, начнет укрепляться связь с социальными сетями  появится возможность создавать персональное телевидение и делиться подборкой с другими пользователями.

Также ОТТ-платформы будут и в дальнейшем внедрять новейшие технологии в своей практике. Например, 5G интернет  просмотр видео в высоком качестве без задержек, технологии виртуальной и дополненной реальности (AR / VR)  чтобы смотреть видео через VR-шлемы или умные очки.

В ближайшей перспективе именно распространение 5G будет менять пользовательский опыт и стимулировать развитие технологий.

Кроме этого, в ближайшие 5 лет украинцы получат полноценный онлайн-кинотеатр на своих устройствах. Благодаря новым технологиям в украинских ОТТ-сервисах зрители смогут управлять сеансом голосовыми командами, получать персонализированные рекомендации, взаимодействовать с контентом и легко находить сериалы и фильмы.

В общем, популярность OTT-сервисов будет только увеличиваться, ведь они предложили пользователям невиданное ранее разнообразие и удобство.

Среди всех новых возможностей и инициатив в ОТТ-отрасли никто не может четко утверждать, когда именно наступит качественно новый этап технологического развития.

Однако эксперты прогнозируют, что в будущем рынок ждет момент перенасыщения, и тогда ОТТ-провайдерам придется использовать всю свою изобретательность и креативность, дабы удерживать зрителей у экранов.

Соавтор колонки  Оксана Донадио, Engagement Manager в GlobalLogic

Показать ещё новости
Радіо НВ
X