Отец космонавтики: 10 фактов о Сергее Королеве, которых вы могли не знать

14 января 2021, 17:00

Рассказываем самые интересные факты о легендарном конструкторе Сергее Королеве в годовщину его рождения и смерти.

Всего лишь через двенадцать лет после завершения изнурительной для Советского Союза Второй мировой войны, имевшей пагубное влияние на демографию и экономику, после тотальных репрессий, истребивших интеллигенцию в стране, СССР смог отправить на орбиту первый искусственный спутник Земли.

Видео дня

А потом еще 10 лет держал первенство в освоении космоса. За фасадом космических побед стояла тяжелая работа группы инженеров во главе с засекреченным Главным конструктором — именно так, с большой буквы, но без имени.

12 января исполнилось 114 лет со дня рождения легендарного инженера-конструктора Сергея Королева. Мы подготовили 10 фактов, которые помогут понять суть «феномена Королева».

1

Гений из Житомира казацкого рода

О том, что Главный конструктор советской космической программы родился в Житомире, украинцы узнали из некролога. Так началась история исследования биографии одного из самых секретных инженеров СССР.

Сергей Королев родился 12 января 1907 года в доме по улице Дмитриевской. Сегодня это Мемориальный дом-музей, где по воспоминаниям матери Королева Марии Николаевны воссоздан интерьер начала ХХ века. Мать конструктора передала в музей личные вещи, принадлежавшие семье: фотографии, посуду, предметы быта, записи и чертежи, сделанные рукой гениального ученого, его костюм и даже прядь волос с самой первой стрижки.

Жизнь молодых супругов Королёвых не сложилась. Когда маленькому Сереже было три года, его родители развелись, и парня отправили в Нежин — к бабушке по материнской линии.

Прадед Сергея Королева — Матвей Иванович Фурса — был строевым казаком. Его жена происходила из семьи греческих колонистов, которые во времена Богдана Хмельницкого переселились на Гетманщину.

2

Свой первый планер построил в 17 лет

Еще в школьные годы в Одессе, куда на работу был направлен отчим Королева, будущий конструктор начал проектировать планеры и самолеты. Учась в стройпрофшколе, он параллельно стал членом только что организованного Общества авиации и воздухоплавания Украины и Крыма.

Там он заканчивает курсы по теории и практике проектирования летательных аппаратов. Его проект безмоторного самолета К-5 был признан достойным воплощения и направлен в Центральную спортивную секцию в Харькове, в то время столице Украины. Королеву на тот момент было 17 лет.

Обучение в Киевском политехническом институте, а затем — на аэромеханическом факультете МВТУ им. Н. Баумана по специальности «самолетостроение», Сергей Королев совмещал с работой на предприятиях авиационной промышленности. Из техника он вырос до инженера-конструктора.

Между тем Королев практически убедился, что винтовая авиация исчерпала себя. В 1933 году в Москве был сформирован Реактивный научно-исследовательский институт, Королева назначают заместителем его начальника, а в 1937-м он возглавил группу ракетных аппаратов.

3

Золото под запретом

Не обошла Королева сталинская репрессивная машина. 27 июня 1938 года он был арестован по статье «Подрыв государственной промышленности». Приговор: десять лет исправительно-трудовых лагерей с лишением прав на пять лет и конфискацией имущества. Место наказания — Колыма.

Так Сергей Королев оказался в шахте Мальдяк, где добывал золото. Там легендарный конструктор претерпевал издевательства преступников и охранников, каторжный труд, заболел цингой и лишь чудом остался жив.

Дочь Королева вспоминала, что до последних дней жизни ее отец ненавидел золото. Ему приходилось по восемь, а иногда и более часов в сутки возить с карьера золотоносный песок. «Песок, песок, песок… ради горстки золотых крупиц… Стоит ли золото такого тяжелого и изнурительного труда?! Лучше бы лежало навеки в земле…» — цитирует Королева один из его биографов.

4

Опоздал на корабль и остался жив

За Колымского узника ходатайствовали многие известные люди. Неизвестно, дошли ли до Сталина письма выдающихся летчиков Михаила Громова и Валентины Гризодубовой, но в 1939 году Берия получил от Сталина указание пересмотреть дела оборонных специалистов.

В ноябре 1939 Королеву сообщили, что он едет в Москву.

В Магадан под конвоем он добирался несколько суток. Задержка с оформлением документов привела к тому, что Сергей Королев опоздал на последний в том году пароход во Владивосток. Позже он это воспринял как знак судьбы. Пароход «Индигирка» 12 декабря во время шторма затонул у берегов японского острова Хоккайдо. Все заключенные, которые были закрыты в трюмах, погибли.

5

«Враг народа» и Главный конструктор одновременно

С сентября 1940 года Королев отбывает срок в ЦКБ-29, которым управлял «зэк» Туполев. В годы войны в том же ранге заключенных они вместе с Туполевым разрабатывают «Ту-2». Позже будущий Главный конструктор работает в похожей «шарашке» (так называли секретные научно-исследовательские или проектные институты, где под контролем органов госбезопасности творили ученые и инженеры, обычно «враги народа»), где разрабатывали реактивные двигатели. В 1944 году его освобождают из тюрьмы, а в сентябре 1945-го отправляют в Германию в составе комиссии по изучению немецкой трофейной техники, прежде всего ракетной.

В 1946 году Королева назначают главным конструктором баллистических ракет и начальником отдела НИИ-88. Под его руководством последовательно создаются первые в Советском Союзе баллистические ракеты.

От августа 1956 Сергей Королев — руководитель и главный конструктор крупнейшего в стране ракетного центра ОКБ-1, ему подчиняется деятельность многих научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро. Все это время он все еще формально был «врагом народа». Реабилитировали его только 18 апреля 1957-го, за полгода до запуска им первого в мире искусственного спутника Земли.

6

Мог быть дважды нобелевским лауреатом

Запуск первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 открыл новую эру в истории человечества — эру практического освоения космоса. Кроме научного, спутник имел важное политическое значение. Его полет увидел весь мир. Излучаемый им сигнал ловили радиолюбители по всему земному шару.

Из-за секретности Королев не получил высшую научную награду планеты. Когда комитет по присуждению Нобелевских премий обратился к советскому руководству с просьбой назвать имя конструктора Первого искусственного спутника Земли, глава государства Никита Хрущев ответил, что разработчиком новой техники в СССР является весь народ, а не один человек.

История с Нобелевской премией повторилась и после запуска в космос первого человека — Юрия Гагарина.

7

десять королевских «впервые в истории человечества»

За менее чем 10 лет освоения космического пространства Сергей Королев осуществил столько достижений, его рекорд еще не побит.

1957 — запущен первый в истории искусственный спутник Земли.

1959 — космический аппарат «Луна-2» впервые достиг Луны и оставил на его поверхности вымпелы.

1959 — «Луна-3» впервые сфотографировал обратную сторону Луны.

1961 — первый человек (летчик-космонавт Юрий Гагарин) осуществил успешный полет в космос на корабле «Восток».

1962 — «Марс-1» — первый в истории космический аппарат, выведенный на траекторию полета к Красной планете.

1962 — первый групповой полет космических кораблей «Восток-3» и «Восток-4». Два космонавта впервые сблизились, маневрировали и коммуницировали в космосе.

1963 — космический полет первой женщины (Валентины Терешковой)

1964 — выведен на орбиту первый многоместный корабль серии «Восход» с тремя космонавтами на борту.

1965 — космонавт Алексей Леонов впервые в истории выходит из корабля «Восход-2» в открытое космическое пространство.

1965 — «Венера-2» впервые осуществила полет к другой планете Солнечной системы.

8

Его «Союзы» до сих пор летают

В 1962 году под руководством Королева началась разработка космического корабля «Союз» для лунной программы. Позже трехместный корабль стал главной «рабочей лошадкой» Советского Союза, а затем и России, для доставки космонавтов и грузов в космос.

Более того, после завершения полетов американских многоразовых кораблей Space Shuttle в 2011 году «Союзы» Королева стали единственным в мире средством доставки экипажей на Международную космическую станцию. Ситуация изменилась в прошлом году, когда компания Илона Маска SpaceX успешно доставил на МКС астронавтов на космическом корабле Crew Dragon.

9

Лунная программа Королева

Многие эксперты склоняются к мнению, что если бы Королев не умер в 1966 году, Советский Союз мог опередить США и в «лунной гонке». Для доставки экипажа на Луну нужна была более мощная ракета, чем имеющаяся в то время «королевская семерка».

Аналогом американского сверхмощного носителя Saturn V была ракета Н-1. К сожалению, Королев успел ее только спроектировать, испытания начались уже после его смерти. Было осуществлено четыре попытки отправить ее в космос, но все четыре завершились аварией.

Космический корабль для полета космонавтов на Луну «Л-3» также разрабатывался под руководством Королева. Как и американский Apollo, он состоял из двух частей — орбитального корабля и посадочного модуля. Интересно, что посадочный модуль советского лунного корабля, получившего название «Блок Е», изготовили в Украине, в тогдашнем Днепропетровске.

10

С Украиной в сердце

Дочь Сергея Королева вспоминает: «Само слово „Украина“ произносили в нашей семье трепетно, с большой любовью. Первые 24 года, почти половину своего жизненного пути, отец провел в Украине. Он очень ее любил. Любил украинские песни, украинский язык. Это точно. „Дивлюсь я на небо“, „Реве та стогне Дніпр широкий“ — любимые песни бабушки и отца».

Когда Королев запустил ракету с первым украинским космонавтом Павлом Поповичем, тот спел из космоса для Главного конструктора его любимую песню «Дивлюсь я на небо…».

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X