В США создали "молекулярную черную дыру"

1 июня 2017, 18:42

В США создали "молекулярную черную дыру"

Ученые случайно создали "черную дыру"

Иллюстрация: DESY/Science Communication Lab

Сотрудники Национальной ускорительной лаборатории SLAC создали при помощи лазера "черную дыру" размером в один атом

Результат, полученный при использовании самого мощного в мире рентгеновского лазера Linac Coherent Light Source удивил даже самих исследователей, пишет Science Alert

"Мы, конечно, не ожидали ничего такого на основании предыдущих опытов", — заявил один из участников исследования, Себастьен Бутэ.

Ученые экспериментировали с отдельными атомами ксенона, а также с двумя молекулами, йодметаном и йодбензолом, фокусируя специальными зеркалами пучок света до диаметра в 100 нм. Интенсивность излучения на эту небольшую площадь была сравнима со всем солнечным светом, падающим на Землю в один момент.

Ультра-интенсивные рентгеновские лазерные импульсы, которые направили на молекулы йодметана привели к тому, что атомы йода после потери электронов превратились в некое подобие черной дыры, затягивающей в себя электроны из соседних атомов углерода и водорода. Лазер выбивал втянутые в атом чужие электроны до тех пор, пока полностью не разрушил всю молекулу.

Вместо того, чтобы потерять 47 электронов, как в случае изолированного атома йода, йод в молекуле потерял 54 электрона, включая те, что забрал у соседей. Разрушение такого уровня было неожиданным.

Ученые повторили опыт на еще большей молекуле йодбензола со сходным результатом.

"Мы считаем, что было отброшено более 60 электронов, но не смогли обнаружить все фрагменты, которые разлетелись, когда молекула распалась, чтобы сосчитать отсутствующие электроны. Это один из открытых вопросов, которые нам следует изучить", - подчеркнул один из авторов работы, Артем Руденко из университета Канзаса.

Наши люди. Диаспора стала двигателем украинского лобби в США и собирает миллионы долларов для родины