Ученые выяснили причину "кислородной революции" на Земле

25 сентября 2017, 07:05

Ученые выяснили причину "кислородной революции" на Земле

Ученые назвали вероятную причину кислородной катастрофы

Иллюстрация: Википедия

Канадские исследователи смогли отыскать фактор, который, судя по всему, вызвал эволюционный скачок миллиарды лет назад: так называемую "кислородную революцию" или "кислородную катастрофу"

Судя по всему, кислород появился в атмосфере нашей планеты из-за движения континентов, пишет Futurism

Дело в том, что в атмосфере и океанах ранней Земли отсутствовал свободный кислород, даже несмотря на то, что крошечные цианобактерии производили газ в качестве побочного продукта. Но примерно 2,4-2,32 миллиарда лет назад концентрация кислорода в атмосфере резко выросла, повысившись с 0,0001% до современных 21%. Этот период в истории Земли в науке называют кислородной катастрофой или кислородной революцией.

Геолог Маттис Смит из Университета Британской Колумбии в Ванкувере полагает, что перед кислородной катастрофой состав континентов был богат минералом под названием оливин. Такой вывод ученый сделал на основании изучения горных пород на территории современной Исландии и Фарерских островов, которые не менялись много миллионов лет. По мере того, как континентальная кора развивалась и увеличивалась в размерах, оливин почти исчез, а с ним прекратились и реакции. Без этого минерала кислород стал накапливаться. В итоге океаны им перенасытились и начали отдавать кислород в атмосферу.

"Это, вероятнее всего, и является отправной точкой для появления того разнообразия жизни, которым богата наша планета. После этих изменений Земля стала гораздо более подходящей для развития сложных форм жизни", — комментирует Маттис Смит.

Причина изменений континентальной структуры пока остается неизвестной, но ученые отмечают, что движение континентальных плит началось примерно в этот период.

"Оксигенация просто ждала подходящего момента. Требовалось несколько факторов, чтобы это произошло. Оказывается, что в момент, когда в океанах начал накапливаться свободный кислород, происходили существенные континентальные изменения", — отмечает Маттис Смит.

Свести прогресс на нет. ВОЗ назвала топ-10 угроз здоровью человечества