Всюду жизнь. Астрономы впервые сфотографировали планеты около солнцеподобной звезды

27 июля 2020, 10:23

Очень Большой телескоп VLT ESO получил первый в истории снимок молодой солнцеподобной звезды, вокруг которой вращаются две гигантских экзопланеты.

Прямые снимки систем экзопланет крайне редки и до сих пор астрономам никогда не удавалось прямо наблюдать более одной планеты, обращающейся вокруг звезды, похожей на Солнце, подчеркнули сотрудники Европейской Южной обсерватории.

С помощью телескопа VLT был получен первый прямой снимок планетной системы у подобной нашему Солнцу звезды TYC 8998−760−1, расположенной примерно в 300 световых годах от Земли.

«Это открытие дает нам картину планетной системы, очень похожей на нашу Солнечную, но находящуюся на гораздо более ранней стадии своей эволюции», — говорит Александр Бон, докторант Лейденского университета в Нидерландах, руководитель нового исследования.

«Хотя астрономы косвенными методами зарегистрировали в нашей Галактике тысячи планет, лишь для крохотной части этого количества удалось получить прямые изображения. А прямые наблюдения очень важны при поисках систем, в которых возможна жизнь», — подчеркнул соавтор статьи профессор Мэтью Кенворти из Лейденского университета.

Прямые снимки двух или более экзопланет у одной и той же звезды — еще более редкое достижение. На сегодня наблюдались две таких системы с материнскими звездами очень непохожими на Солнце. Новое изображение, полученное на телескопе VLT ESO — это первый прямой снимок более одной экзопланеты у солнцеподобной звезды.

На новом снимке планеты видны в виде двух ярких точек на некотором расстоянии от материнской звезды.

Группа Бона получила изображения этой планетной системы в ходе поисков молодых гигантских планет у звезд, похожих на Солнце, но гораздо моложе него. Возраст расположенной в южном созвездии Мухи звезды TYC 8998−760−1 всего 17 миллионов лет. По словам Бона эта звезда является «очень молодой копией нашего Солнца».

Ключевым фактором, позволившим получить эти фото, стали уникальные возможности приемника SPHERE, смонтированного на телескопе ESO VLT, который установлен в чилийской пустыне Атакама. Камера SPHERE блокирует свет от материнской звезды при помощи приспособления, называемого коронографом. Это устройство позволяет различить рядом со звездой гораздо более слабые планеты. Старые планеты, такие, как планеты Солнечной системы, слишком холодны, чтобы их можно было зарегистрировать таким методом, но молодые планеты горячее и поэтому ярче в инфракрасных лучах.

Ранее НВ писал, что европейские астрономы проекта RedDots обнаружили в системе звезды Lacaille 9352 две суперземли, на которых, вероятно, есть атмосфера. Открытые планеты находятся в зоне обитаемости, и астрономы полагают, что эти объекты могут быть вполне пригодны для жизни.

Недавно обнаруженная система планет расположена сравнительно близко — всего в 10,7 световых лет от Солнечной системы. Это означает, что вскоре она может стать одной из наиболее изученных систем в нашем районе. Следует учесть, что сама звезда Lacaille 9352, вокруг которой и вращаются планеты, была открыта еще в 18 веке.

На орбите Lacaille 9352 ученые обнаружили две экзопланеты, которые могут быть земными — скалистыми, такими как Земля и Марс. Интересно, что есть также намек на третью наземную экзопланету, которая вращается на большем расстоянии.

Этот намек на третью планету считается неокончательным на данном этапе, но открытия двух планет с близкими орбитами (и потенциала для третьей планеты) достаточно, чтобы гарантировать гораздо более пристальный взгляд на систему Lacaille 9352.