С условиями для жизни. Астрономы нашли две экзопланеты недалеко от Солнечной системы

6 июля 2020, 11:56

Европейские астрономы проекта RedDots обнаружили в системе звезды Lacaille 9352 две суперземли, на которых, вероятно, есть атмосфера.

Открытые планеты находятся в зоне обитаемости, и астрономы полагают, что эти объекты могут быть вполне пригодны для жизни.

Недавно обнаруженная система планет расположена сравнительно близко — всего в 10,7 световых лет от Солнечной системы. Это означает, что вскоре она может стать одной из наиболее изученных систем в нашем районе. Следует учесть, что сама звезда Lacaille 9352, вокруг которой и вращаются планеты, была открыта еще в 18 веке.

«Планеты предоставят наилучшие возможности для более детальных исследований, включая поиск жизни вне нашей Солнечной системы», — сказала астрофизик Сандра Джефферс из Геттингенского университета в Германии.

На орбите Lacaille 9352 ученые обнаружили две экзопланеты, которые могут быть земными — скалистыми, такими как Земля и Марс. Интересно, что есть также намек на третью наземную экзопланету, которая вращается на большем расстоянии.

Этот намек на третью планету считается неокончательным на данном этапе, но открытия двух планет с близкими орбитами (и потенциала для третьей планеты) достаточно, чтобы гарантировать гораздо более пристальный взгляд на систему Lacaille 9352.

Сама звезда, которая составляет примерно половину массы Солнца, является красным карликом — то есть долгоживущей, относительно прохладной, маленькой звездой — которая является наиболее распространенным типом звезды в Млечном Пути.

Астрономы открыли много экзопланет, которые вращаются вокруг красных карликов; и поскольку эти звезды не такие горячие, как Солнце, обитаемая умеренная зона для планет намного ближе, чем для Земли. Проблема с красными карликами, однако, заключается в том, что они вырабатывают интенсивное звездное излучение и вспышки, которые могут сделать многие из этих близких планет необитаемыми, лишив их атмосферы.

Но для красного карлика Lacaille 9352 невероятно спокойная — у нее очень низкая активность звездных пятен, и ее яркость остается более или менее равномерной. Это делает объект очень интересным для астрономов проекта RedDots по поиску земных миров вокруг соседних красных карликов.

Звезда изучалась в течение трех месяцев с использованием высокоточного инструмента для поиска планет с лучевой скоростью Европейской южной обсерватории на 3,6-метровом телескопе La Silla в Чили. Этот чувствительный инструмент смотрит на звезды, ожидая очень незначительных изменений в их свете, когда они движутся совсем чуть-чуть, притягиваясь гравитационным воздействием планет на орбите.

Количество движений звезды можно использовать для расчета массы таких объектов. Таким образом, исследователи обнаружили две экзопланеты, GJ 887b и GJ 887c.

Минимальная масса GJ 887b примерно в 4,2 раза больше массы Земли, и она вращается вокруг звезды один раз каждые 9,3 дня. Минимальная масса GJ 887c примерно в 7,6 раза больше массы Земли, и она вращается вокруг звезды один раз каждые 21,8 дня. Эти массы помещают экзопланеты в категорию суперземель, но без дальнейшего изучения невозможно определить, являются ли они твердыми или газообразными. При близком расположении к звезде две планеты вряд ли пригодны для обитания, но они находятся очень близко к внутреннему краю обитаемой зоны.

Из-за отсутствия вспышек звезды, две экзопланеты, возможно, сохранили свои атмосферы, и поскольку свет от звезды настолько устойчив, атмосферы могут быть обнаружены.

Кроме сигналов от Lacaille 9352b и Lacaille 9352c, астрономы обнаружили еще один — с периодом 50,7 дней. Теоретически он может исходить от третьей суперземли — Lacaille 9352d (Gliese 887d), вращающейся на более умеренной орбите.

«Мы рассматриваем третий сигнал в ~ 50 дней как сомнительный и, вероятно, связанный со звездной активностью», — пишут исследователи в своей статье.

Ранее НВ писал, что ученые из Германии обнаружили экзопланету, которая похожа на Землю. Мало того, планета находится приблизительно на таком же расстоянии от своей звезды, которая, в свою очередь, похожа на наше Солнце.

Эта планета называется KOI-456.04, она чуть менее чем в два раза больше Земли и расположена на расстоянии примерно в 3000 световых лет от нас. Самое интересное, что этот объект находится на таком расстоянии от своей звезды, которое допускает нормальные температурные условия для жизни.

К слову, звезда этой экзопланеты — Kepler-160 — также похожа на наше Солнце, и испускает видимый свет.

Примечательно, что большинство из подтвержденных экзопланет — в разы больше Земли и расположены достаточно близко к своим звездам. KOI-456.04 может стать одним из наиболее подходящих кандидатов для поиска внеземной жизни.

Ученые заявляют, что Kepler-160 имеет почти такой же размер, как у нашего Солнца, температура на поверхности этой звезды составляет около 5200 градусов Цельсия, и у них относительно одинаковые показатели яркости.