Ученые разгадали одну из главных загадок планеты Земля

17 февраля 2017, 14:02
Цей матеріал також доступний українською
Шведские физики выяснили, почему ядро Земли остается твердым, несмотря на сверхвысокие температуры

Исследователи из Королевского технологического института в Швеции предполагают, что в ядре Земли существует своего рода железный сердечник, пишет Science Alert.

Они использовали Triolith - один из крупнейших суперкомпьютеров страны - для имитации атомных процессов на расстоянии 6400 километров под нашими ногами.

Атомные структуры железа способны изменяться под воздействием изменения температуры и давления. При комнатной температуре и при обычном давлении железо находится в так называемой фазе объемно-центрированной кубической структуры (ОЦК) кристаллической решетки. Под высоким же давлением решетка переходит в гексагональную плотноупакованную фазу. Ранее считалось, что твердое, кристаллизованное состояние железа в земном ядре объясняется тем, что оно находится в гексагональной фазе, так как условия для ОЦК здесь слишком нестабильны. Однако, видимо, среда в центре нашей планеты на самом деле закаляет и уплотняет состояние ОЦК, а не разрушает.

"В условиях земного ядра ОЦК решетка железа демонстрирует ранее невиданную картину диффузии атомов. Нестабильность способна прервать ОЦК-фазу при низкой температуре, однако высокая температура, наоборот, повышает стабильность этой фазы", — говорит ведущий исследователь Анатолий Белоношко.

В качестве аналогии повышенной активности атомов в железе в центре Земли Белоношко приводит колоду карт, где атомы (представленные картами) могут постоянно и очень быстро между собой перемешиваться под воздействием повышенной температуры и давления, но при этом колода остается единым целым.

Как отмечают исследователи, их коллеги, скорее всего, уже видели кристаллы железа при таких условиях, однако они неправильно проинтерпретировали результаты экспериментов.