Следы древних путешествий. Расшифрован геном неандертальца, жившего 80 тыс. лет назад

19 июня 2020, 08:04
Цей матеріал також доступний українською

Немецкие и российские ученые секвенировали геном неандертальца из сибирской пещеры Чагырская. ДНК получили из фаланги пальца, найденной в 2011 году.

Выяснилось, что человек, которому принадлежала фаланга при жизни, был женского пола и состоял в более близком родстве с неандертальцами из хорватской пещеры Виндия, чем с людьми того же вида из Денисовой пещеры, расположенной всего в сотне километров от Чагырской.

Исследователи из Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка и Института археологии и энтографии СО РАН под руководством Сванте Паабо секвенировали геном человека по одной фаланге. По форме фаланги не удалось определить, какому конкретно пальцу она принадлежала (ясно только, что не большому). Сравнение ее с уже известными фалангами сапиенсов, неандертальцев и денисовцев показало, что ее обладатель был неандертальцем.

Из кости высверлили 30 миллиграмм вещества и экстрагировали из него ДНК. Из фрагментов ДНК собрали ядерный геном. Так как последовательностей, характерных для генов Y-хромосомы, почтии не обнаружили, решили, что фаланга принадлежала женщине, а немногие фрагменты «мужских» генов оказались загрязнением современным генетическим материалом.

Полученный геном сравнили с уже известными для неандертальца из хорватской пещеры Виндия и неандертальца из Денисовой пещеры, которая расположена в 106 километрах от Чагырской пещеры, где обнаружили фалангу. Это позволило определить и возраст чагырской неандерталки, и степень ее родства с европейским и азиатским представителями вида. Выяснилось, что она жила около 80 000 лет назад — на 30 000 лет позже неандертальцев в Денисовой пещере и на 30 000 лет раньше «родственников» из Хорватии.

Притом последним она приходится более близким родственником, и каменные орудия неандертальцев из Чагыра и Виндии более похожи, чем орудия из Чагыра и Денисовой пещеры.

Чагырские неандертальцы, судя по всему, жили обособленно: средний размер их популяции определили в 60 человек (возможно, она была даже меньше). Денисовские неандертальцы, которые жили на 30 000 лет раньше, тоже были замкнутой группой, а люди из Виндии — нет.

Таким образом, проведенные генетические исследования подтвердили археологические данные о том, что чагырские неандертальцы пришли из Центральной, Восточной Европы и Кавказа. Более того, археологи показали, что они принесли с собой специфическую традицию изготовления каменных орудий.

Кроме того, новые исследования показывают, что неандертальцы, жившие в Португалии в течение последнего ледникового периода, так же увлекались рыбной ловлей, как и предки современных людей.

Ученые полагают, что моллюски, ракообразные, рыба, птицы и морские млекопитающие, такие как дельфины, составляли половину рациона этой группы неандертальцев. Это делает их находчивыми охотниками-собирателями с поведением, более близким к современному Homo sapiens, чем кто-либо мог себе представить.

Важным фактом является то, что жирные кислоты, содержащиеся в диете из морепродуктов, такие как Омега-3, могут стимулировать развитие мозга. Исследователи утверждают, что такого рода пищевые привычки способствовали «появлению когнитивной и поведенческой современности» у древних людей.

По словам исследователей, расстояние между поселением и побережьем (около двух километров) позволяет предположить, что неандертальцы использовали корзины или нечто вроде сумок для рыбалки. В совокупности с обнаружением нитей это указывает на то, что поведение неандертальцев и кроманьонцев в этом регионе не сильно отличалось.