Водорода хватит. Астрономы нашли необычную экзопланету, пригодную для жизни

27 февраля 2020, 08:03

Астрономы проанализировали параметры экзопланеты K2−18b, включая строение и состав атмосферы, и пришли к выводу, что на планете могут быть все условия для жизни.

Открытие расширяет круг планет, которые астрономы могут включить в свои поиски внеземной жизни, отметили авторы работы.

Планета вращается вокруг красного карлика K2−18 в середине обитаемой зоны — не настолько горячей, чтобы жидкая вода испарилась с поверхности, и не настолько холодной, чтобы полностью замерзнуть. Но обитаемость требует большего, чем просто быть на правильном расстоянии: Марс является отличным примером этого.

«Водяной пар был обнаружен в атмосфере ряда экзопланет, но даже если планета находится в обитаемой зоне, это не обязательно означает, что на поверхности существуют обитаемые условия. Чтобы установить перспективы для обитаемости, важно получить единое понимание внутренних и атмосферных условий на планете — в частности, может ли жидкая вода существовать под атмосферой», — сказал астроном Никку Мадхусудхан из Кембриджского университета.

Ранее предполагалось, что планета будет больше похожа на уменьшенную версию Нептуна, чем на увеличенную версию Земли. Ученые считали, что под толстой водородной атмосферной оболочкой этого мини-Нептуна будет находиться слой воды под высоким давлением, а еще ниже — ядро, состоящее из камня и железа. Если водородная оболочка окажется очень толстой, температура и давление на поверхности слоя воды будут слишком велики, чтобы в нем поддерживалась жизнь.

Но оказалось, что, несмотря на размер K2−18b, его водородная оболочка не обязательно должна быть очень толстой, и водный слой может иметь подходящие условия для поддержания жизни.

Исследователи обнаружили, что атмосфера богата водородом: от 0,02 до 14,8% воды (в атмосфере Земли от 0 до 5% воды). Также было небольшое количество метана и аммиака, которые могут быть получены как биологическими, так и небиологическими процессами. Исследователи считают, что на данном этапе нельзя исключать оба варианта.

«Мы хотели узнать толщину водородной оболочки — насколько глубоко уходит водород. Хотя это вопрос с несколькими решениями, мы показали, что вам не нужно много водорода, чтобы объяснить все характеристики планеты», — сказал астроном Мэтью Никсон из Кембриджского университета.

Минимальное количество водорода составляло около одной миллионной массы планеты — аналогично пропорциям, найденным на Земле. И некоторые из сценариев допускали наличие жидкого океана при обычном давлении.

Это не является убедительным доказательством того, что планета K2−18b определенно пригодна для обитания, но оно действительно демонстрирует, что мы не должны ограничивать наш поиск обитаемых миров каменными планетами обитаемой зоны.

«Будущие наблюдения, например, с помощью космического телескопа Джеймса Уэбба, могут улучшить наши результаты. Мы утверждаем, что такие планеты, как K2−18b, действительно могут иметь потенциал для приближения к обитаемым условиям, и поиск биосигнатур не обязательно должен быть ограничен малыми каменистыми планетами», — пишут исследователи в своей статье.