А бактерия не забыла. У колоний микробов нашли подобие памяти

29 апреля 2020, 08:06

Исследователи из Калифорнийского университета в Сан-Диего исследовали бактериальные биопленки, и обнаружили, что микробы действуют подобно нейронам.

Эксперименты биологов показали, что бактерии способны кодировать память с помощью мембранного потенциала.

«Наша работа впервые показывает, что простые бактерии могут кодировать память на уровне их клеточного мембранного потенциала, что аналогично процессу памяти нейронов в мозге», — сказал молекулярный биолог Гюрол Сюэль.

«Мы были удивлены, обнаружив, что механизм, посредством которого формируется память, схож между бактериями и нейронами, так как это эволюционные очень отдаленные системы», — добавил ученый.

Когда нейроны «загораются» в нашем мозгу, ионы попадают в крошечный промежуток между нервными клетками, сообщая следующему нейрону, что сообщение получено, и заставляя его продолжать передавать это сообщение. Поток ионов производит потенциал клеточной мембраны — разницу в электрическом заряде между внутренней и внешней частью клетки. Почти все живые существа используют это явление для усиления механизмов клеточной мембраны и для передачи сигналов между различными частями тела.

Известно, что в нейронах это изменение клеточного мембранного потенциала участвует в процессе формирования памяти. Теперь, похоже, что-то подобное может быть открыто в биопленках.

«Этот мембранный потенциал является фундаментальным свойством всех живых клеток, и особенно хорошо изучен в нейронах. Бактерии, которые подвергались воздействию света, постоянно проявляли другой мембранный потенциал по сравнению с теми бактериями, которые не подвергались воздействию, поэтому было ясно, что эти бактерии „запоминали“ воздействие света», — объяснил Сюэль.

Команда изучала вид бактерий, который называется Bacillus subtilis или сенная палочка, и дала им пять секунд голубого света от лазера. Ученые обнаружили, что этот свет вызывает изменение мембранного потенциала, когда ионы постоянно выходят из клетки, а затем снова включаются. Этот эффект сохранялся несколько часов даже после прекращения воздействия.

Добавим, это не первый случай, когда исследователи находят бактерии, которые «запоминают» вещи. Несколько лет назад другая группа исследователей обнаружила, что бактерии обладают коллективной памятью, которая повышает их устойчивость к стрессу при воздействии соли.