Секретный ингредиент. Ученые раскрыли тайну чернил из Древнего Египта

2 ноября 2020, 09:07

Анализ 12 фрагментов древних папирусов выявил некоторые удивительные подробности о том, как египтяне создавали свои красные и черные чернила.

Ученые из Франции и Дании уверены: эти результаты могут дать нам гораздо больше информации о том, как древним авторам удавалось записывать слова на страницах.

Известно, что древние египтяне использовали чернила для письма, по крайней мере, еще в 3200 году до нашей эры. Однако образцы, изученные в этом случае, были датированы 100−200 годами нашей эры и первоначально были собраны из знаменитой храмовой библиотеки Тебтуниса — единственной крупной библиотеки, которая сохранилась с того периода.

Видео дня

Используя различные методы синхротронного излучения, в том числе использование мощных рентгеновских лучей для анализа микроскопических образцов, исследователи выявили элементный, молекулярный и структурный состав чернил с беспрецедентной точностью.

«Применяя новейшие технологии 21 века для раскрытия скрытых секретов древних чернильных технологий, мы вносим свой вклад в раскрытие происхождения методов письменности», — говорит физик Марин Котт из Европейского центра синхротронного излучения (ESRF) во Франции.

По словам исследователей, красные чернила, которые обычно используются для выделения заголовков или ключевых слов, скорее всего, были окрашены натуральным пигментом охрой — на это указывают следы железа, алюминия и гематита.

Более интригующим было открытие соединений на основе свинца как в черных, так и в красных чернилах без каких-либо традиционных пигментов на основе свинца, используемых для окрашивания. Это говорит о том, что свинец был добавлен в технических целях.

«Осушители на основе свинца предотвращают растекание при нанесении чернил или краски на поверхность бумаги или папируса. Свинец образует невидимый ореол, окружающий частицы охры», — объясняют ученые в своем исследовании.

Помимо объяснения того, как древние египтяне сохраняли свой папирус без пятен, исследование показало, что у них были некоторые довольно специализированные методы производства чернил. Вполне вероятно, что храмовые жрецы, писавшие этими чернилами, изначально не смешивали их.

«Тот факт, что свинец был добавлен не в качестве пигмента, а в качестве осушителя, означает, что чернила имели довольно сложный рецепт и не могли быть изготовлены кем угодно», — говорит египтолог Томас Кристиансен из Копенгагенского университета в Дании.

Метод использования свинца в качестве сушильного агента появился в Европе 15 века, когда начали появляться масляные картины — но, похоже, древние египтяне открыли этот трюк, по крайней мере, на 1400 лет раньше.

Ранее НВ писал, что группа ученых из Австрии и Германии просканировала мумию маленького мальчика с помощью компьютерной томографии и создала трехмерную реконструкцию его лица.

Результат реконструкции оказался очень похож на так называемый фаюмский портрет или «портрет мумии» этого ребенка. Такие портреты были частью популярной традиции в Римском Египте с первого по третий века нашей эры, объяснили авторы исследования.

Результаты показывают, что портрет был довольно точным, за исключением одного аспекта — художник заставил мальчика выглядеть старше своих 3 или 4 лет.

«На портрете видны несколько более старые черты, которые, возможно, были результатом художественной условности того времени», — сказал ведущий исследователь Андреас Нерлих, директор Института патологии Академической клиники Мюнхен-Богенхаузен.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X