Ошибочка вышла. Почему ученые хотят вернуть Плутону статус планеты

12 сентября 2018, 07:03

Согласно новому исследованию, мы ошиблись, когда перестали считать Плутон планетой. Оказывается, ученые могли использовать неправильные критерии описания космических объектов.

Плутонианцы - именно так назывался обманутый народ, который верил, что они живут на планете, а не на космическом карлике в культовом мультсериале “Рик и Морти”.

Но, согласно недавнему исследованию, стеб создателей одного из любимых сериалов Илона Маска может быть неуместным. Да-да, вы не ослышались, - группа ученых собирается вернуть Плутону статус планеты.

Неделю назад в журнале Icarus была опубликована работа, которая гласит, что литература по классификации астероидов активно анализируется уже более 200 лет, и присвоение статуса планеты должно проводиться на основе научных процессов и геофизических характеристик объекта, а не голосований.

Проще говоря, авторы статьи “Реклассификация астероидов от планет к непланетам” из Университета Центральной Флориды полагают, что Международный астрономический союз (МАС) не по праву отобрал звание планеты у Плутона в августе 2006-го.

Тогда МАС определил, что планета - это космический объект, вращающийся по орбите вокруг звезды, сила гравитации которого настолько сильна, что формирует его сферическую форму, а сама планета очищает свою орбиту от других небесных тел.

Плутон подходил под все критерии, кроме одного - на его орбите находилось множество других объектов из Пояса Койпера. Именно поэтому уже как 12 лет Плутон считают самой большой карликовой планетой Солнечной системы.

Изучая работы за последние два столетия, планетологи из Флориды нашли только одну публикацию 1802 года, где применялось требование очищения орбиты для классификации планет. Да и это было аргументировано рассуждениями, которые позже опровергались.

“МАС гласит, что фундаментальный объект планетарной науки - планета, должен быть определен на основе концепции, которую никто не использует в своих работах. Это лишает нас одной из самых сложных и интересных планет в Солнечной системе”, - говорит глава исследования Филип Метцгер.

Филип подтверждает свои слова тем, что Титан и Европа, которые считались планетами со времен Галилея, сейчас ученые по привычке называют всего лишь спутниками Сатурна и Юпитера соответственно.

Если воспринимать это буквально, то планет и вовсе не существует

Руководитель исследования считает определение МАС “небрежным” и говорит, что у них есть около 100 примеров, когда другие планетологи называют космические тела планетами, нарушая принятую классификацию, поскольку для них это функционально удобнее: “Они не сказали, что подразумевают под “очищением своей орбиты. Если воспринимать это буквально, то планет и вовсе не существует, поскольку ни одна из них не очищает свою орбиту”.

Классификация МАС была утверждена в 2006-м для того, чтобы ученые могли отличить астероиды от планет. Теперь же, авторы опровергающего материала уверены, что планеты нужно определять на основе их внутренних свойств, а не динамике орбиты, которой свойственно меняться.

Взамен предлагается рассматривать планеты, полагаясь на их размер и гравитацию, которые должны быть достаточно велики, чтобы создавать сферическую форму.

В таком случае, по словам Метцгера, Плутон является планетой, которая имеет наиболее сложную геологию в Солнечной системе после Земли, из-за подземных океанов, органических соединений и свидетельств древних озер.

Тем не менее, издание Science Alert сообщает, что вряд ли опубликованная статья вскоре положит конец многолетним дебатам по поводу определения планет.

В прошлом году профессор астрофизики и научный обозреватель Forbes Итан Сигель написал, что суть не только в том, очищает ли Плутон свою орбиту, но и в том, где он расположен в Солнечной системе.

Согласно Итану, важнейшим правилом недвижимых объектов в астрономии является их местоположение. Профессор говорит: “Если быть откровенным о наше Солнечной системе и количестве планет внутри нее, - то есть определенно четкие восемь объектов (планет - ред.), которые отличаются от всех остальных”.

Напомним, состоящий в основном из камня и льда, Плутон является одним из самых отдаленных объектов в Солнечной системе, его масса примерно в 480 раз меньше массы Земли, а диаметр составляет ⅔ диаметра Луны.