Прятались в коллекции. Ученые открыли новый вид змей

28 декабря 2020, 22:09

Американские герпетологи описали новый род и вид мелких роющих змей Levitonius mirus, которые населяют острова Лейте и Самар в Филиппинском архипелаге.

Три экземпляра Levitonius mirus, которые были изучены в ходе исследования, являются единственными известными из когда-либо обнаруженных, а саму змею никогда не фотографировали живой, отметили ученые.

Джефф Вайнелл, научный сотрудник Института биоразнообразия Канзасского университета, обнаружил, что три образца змей в коллекции института по биоразнообразию, найденные во время полевых миссий в период с 2006 по 2012 год, и которые до сих пор не рассматривались, принадлежат к новому виду.

Эти экземпляры хранились в коллекции и считались не очень удачными экземплярами других видов. Один из них был ошибочно отнесен к роду Calamaria, а два — к роду Pseudorabdion, который и изучал Вайнелл. Но команда ученых провела ДНК-анализ, компьютерную томографию и другие исследования и описала новый вид.

Вероятно, эти существа обитают в почве тропических лесов и питаются преимущественно дождевыми червями. У этой змеи примечательно маленькое число позвонков — всего 144, тога как обычно у змей от 200 до 450 позвонков.

По словам Вайнелла, змея описывается как «миниатюрный» род и вид, намного меньший, чем его ближайшие родственники. В то время как Levitonius mirus достигает не более 17 см в длину, «то есть он размером с карандаш, — сказал он, — ближайшие родственники могут быть в три-четыре раза больше».

«Это имеет множество последствий, таких как уменьшение количества костей, своего рода упрощение тела», — сказал Вайнелл.

Миниатюризация наблюдалась не так часто, по крайней мере, у змей. Это животное представляет собой один из самых крайних случаев в более крупной кладе, к которой она принадлежит, под названием Elapoidea. В эту кладу также входят более крупные и ядовитые змеи, такие как кобры и мамбы. Вайнелл сказал, что Levitonius mirus вряд ли будет ядовитым.

Этих змей выделили в отдельный род с единственным видом, который получил название Levitonius mirus — в честь американского специалиста Алана Левитона. Видовое имя в переводе с латыни означает «неожиданный».

Исследователи надеются, что будущие экспедиции на Филиппины помогут больше узнать о распространении, экологических предпочтениях и образе жизни нового рода змей.

Ранее НВ писал, что американские и вьетнамские ученые изучали биоразнообразие в джунглях и горах Вьетнама, когда они наткнулись на странную змею.

Необычный экземпляр переливался, его чешуя на свету переходила в синий и зеленый оттенки. Чешуя была маленькой, ребристой и необычной формы. Ученые вскоре поняли, что смотрят на новый вид.

«Это был действительно захватывающий момент. Образец выглядит совсем по-другому. Фактически, настолько другим, что мы не сразу поняли, что это было», — сказал Арье Миллер, один из исследователей и сотрудник Смитсоновского национального музея естественной истории.

Они заметили змею в северной провинции Вьетнама Хазанг, которая граничит с Китаем. Во внешности загадочной змеи было несколько особенностей: в частности, у нее не было фоторецепторов яркого света в глазах, что позволяет предположить, что она прячется под землей или под листьями.