Опасный ангел. В Панаме открыли новый вид акул

24 января, 22:02
Акула немного напоминает ската (Фото:D. Ross Robertson — Smithsonian Tropical Research Institute)

Новый вид акул-ангелов открыли в атлантических водах около Панамы в ходе исследования, которое длилось более десяти лет.

Команда экспертов описала и назвала новый вид акул Squatina mapama. Одной из отличительных характеристик S. mapama является короткая и узкая линия мелкой чешуи, отметил соавтор открытия, Росс Робертсон, из Смитсоновского института тропических исследований.

Международный союз охраны природы считает, что многие виды акул-ангелов находятся под угрозой исчезновения. Их род, Squatina, уходит своими корнями в далекое прошлое, возникнув, скорее всего, в меловом периоде (примерно от 145 до 66 млн лет назад).

Squatina — это акулы с плоским телом, напоминающие скатов, и, вообще говоря, разные виды не так просто отличить друг от друга невооруженным глазом. На самом деле S. mapama (названный в честь испанской государственной организации по рыболовству) очень похож на другой вид, обитающий в той же части Карибского моря, а также встречающийся в Панаме: Squatina david.

Однако, помимо ряда тонких физических различий между ними, генетический анализ помог выделить их как отдельный вид, отличный от других акул-ангелов Нового Света.

Ссылаясь на одну из отличительных характеристик S. mapama — короткую и узкую линию мелкой чешуи или кожных зубцов — авторы предложили дать этому новому виду общее название «мелкохохлатая акула — ангел».

«Как и многие другие акулы, акулы-ангелы необычны, медленно растут, долго живут и имеют низкую плодовитость. Поскольку они живут в местах обитания, в которых охотятся тралом, эти характеристики делают их уязвимыми для чрезмерного вылова рыбы, даже если онине используются человеком», — отмечает соавтор открытия, Д. Росс Робертсон.

Эта акула-ангел — четвертый новый вид Squatina, идентифицированный в Западной Атлантике за последнее десятилетие, и, хотя общее количество видов в этом роде точно не установлено, это исследование показывает ценность генетического анализа для понимания истинного биологического разнообразия.

Ранее НВ писал, что в 2019 году биологи из США открыли новый вид глубоководных акул, которые достигают в длину всего 15 см. В обиходе этот вид называют американская карманная акула.

Сообщается, что первый образец американской карманной акулы обнаружили в 1979-м в Тихом океане. В 2010-м еще одну такую акулу заметили в Мексиканском заливе.

Недавно ученые из США проверили найденную в 2010-м акулу с помощью микроскопа, рентгенограммы и компьютерной томографии. Биологи обнаружили, что у нового образца меньше позвонков, чем у миниатюрной акулы, которую нашли в 1979-м, и большая часть тела морского животного покрыта фотоформи — органами свечения, которые характерны для некоторых видов рыб и моллюсков.

Благодаря этому ученые определили, что существуют разные виды небольших акул в Тихом океане и Мексиканском заливе.