Теперь с хвостом. Астрономы обнаружили новый вид астероидов

22 мая 2020, 15:00

Система предупреждения о возможном падении астероида на Землю Гавайского университета (ATLAS) обнаружила астероид с хвостом, как у кометы.

Это небесное тело относится к так называемым троянским астероидам и вращается вокруг Юпитера в орбитальном резонансе 1:1.

Астрономы традиционно полагают, что кометы и астероиды определены довольно строго и имеют совершенно определенные характеристики. У комет есть длинные петлевые орбиты, они нагружены летучими льдами, которые образуют пыльный, туманный ореол и хвост, когда комета приближается к Солнцу. Астероиды, с другой стороны, обычно считаются скалистыми, сухими и инертными, с орбитами, подобными орбитам планет.

Но недавно открытый астероид под названием 2019 LD2 особенный — он бросает вызов этим определениям. У него есть астероидоподобная орбита, но похожий на комету хвост. Это редко, но встречается — такие небесные тела называют активными астероидами. Но уникальным астероид 2019 LD2 делает другое.

Этот объект делит свою орбиту с Юпитером и входит в состав роя астероидов. который известен как Троянцы Юпитера. И это первый троянский астероид на орбите Юпитера, который извергает, как комета.

2019 LD2 впервые привлек внимание астрономов в начале июня прошлого года, когда система оповещения о воздействии астероидов на Гавайских островах (ATLAS) обнаружила слабый новый сигнал, который оказался астероидом.

10 июня астрономы, использующие ATLAS, заметили поведение, похожее на кометное. 11 и 13 июня астрономы, использующие обсерваторию Лас Кумбре, обнаружили те же особенности. И в июле 2019 года новые изображения ATLAS стали решающим аргументом: на них можно было заметить хвост.

Когда в апреле 2020 астероид вновь стал доступен для наблюдений, исследования ATLAS подтвердили, что он все еще выглядит как комета.

Астрономы думают, что большинство троянцев Юпитера были захвачены миллиарды лет назад. Любой лед, который содержался в этих астероидах должен был испариться, извергая газ и пыль, так давно, что объекты теперь напоминают астероиды, а не кометы.

«В течение десятилетий мы верили, что у троянских астероидов должно быть большое количество льда под их поверхностями, но никогда до этого не имели никаких доказательств. ATLAS показал, что предсказания их ледяной природы вполне могут быть правильными», — сказал астроном Алан Фицсиммонс из Королевского университета в Белфасте, Ирландия.

По словам ученых, Юпитер, скорее всего, захватил 2019 LD2 недавно, это и объясняет его «кометное поведение». С первой в истории миссией, которая отправится к троянцам Юпитера в следующем году, исследователи надеются получить более близкий взгляд на таинственное поведение 2019 LD2.

Добавим, в апреле НВ сообщал, что астрономы Франции и Бразилии определили 19 межзвездных астероидов, которые были захвачены Солнцем миллиарды лет назад. В то время, как считают астрономы, Солнце было частью своего рода «звездного питомника», скопления звезд, рожденных близко друг от друга из одного и того же облака газа и пыли.

«Близкое расположение звезд означало, что в те первые годы они ощущали гравитацию друг друга гораздо сильнее, чем сегодня. Это позволило перенести астероиды из одной звездной системы в другую», — объяснил астроном и космолог Фатхи Намоуни из Обсерватории Лазурного берега во Франции.

Один астероид 2015 BZ509 — позже названный Ka’epaokaawela — находился на более странной орбите, чем большинство — точно такой же, как у Юпитера, но в противоположном направлении или ретроградно. Если он был родным для Солнечной системы, он должен был двигаться в том же направлении, что и все остальное, поэтому команда провела симуляции, чтобы выяснить его происхождение.

Они обнаружили, что наиболее вероятным источником Ka’epaokaawela было межзвездное пространство, и астероид был захвачен в Солнечной системе 4,5 млрд лет назад.