Копнули глубже. Биологи NASA узнали, как найти жизнь на других планетах

27 февраля 2019, 20:00

В новом эксперименте NASA восстановила, как зародилась жизнь в океане на Земле около 4 млрд лет назад. Ученые хотят узнать, где еще в космосе можно найти живые организмы.

Пока космические аппараты NASA ищут признаки жизни как внутри Солнечной системы, так и за ее пределами, сотрудники американской Аэрокосмическое администрации на Земле пытаются узнать, как появились первые организмы на нашей планете.

Одним из последних их экспериментов стало воссоздание того, как жизненно нужные ингредиенты могли сформироваться на дне океана около 4 млрд лет назад. NASA пишет, что результаты их исследования помогут узнать, как зародилась жизнь на Земле и где еще в космосе мы можем ее найти.

Для проведения эксперимента, астробиологи сделали миниатюрную модель океанического дна в небольших емкостях, а специальная органическая смесь в них имитирует те же вещества, что были в древнем океане.

Ученые сфокусировались на восстановлении так называемых геотермальных районов, которые, как известно, были источниками аминокислот, — органических соединений, необходимых для жизни. «Подобно блокам конструктора Lego», аминокислоты соединяются друг с другом и образуют белки, ответственные за появление всего живого на Земле.

«Понимание того, как далеко может зайти развитие органических веществ и минералов до появления настоящей клетки, действительно важно для понимания того, какие факторы окружающей среды приводят к зарождению жизни. Кроме этого, изучение влияния атмосферы, океана и минералов на гидротермальные источники помогут определить вероятность существования похожих процессов на других планетах», — объясняет руководитель и автор исследования Лори Бардж.

NASA

Сообщается, что гидротермальные источники появляются вокруг разломов в океаническом дне и являются своего рода дымоходом, испускающим горячую жидкость из-под земной коры. Когда эта жидкость взаимодействует с морской водой, появляется постоянный поток темных химических веществ, необходимых для зарождения и поддержания жизни.

Ученые говорят, что, вероятно, похожие сценарии могли происходить и на других планетах в Солнечной системе, включая отдаленные от Солнца объекты.

Для воссоздания аминокислот специалисты из NASA использовала воду, минералы и своего рода «предшественников» молекул пирувата и аммиака. В рамках эксперимента, они нагревалы такую смесь до 70 градусов по Цельсию и восстанавливали похожий водородный показатель pH, чтоб имитировать щелочную среду.

Кроме этого, биологам пришлось убрать кислород из емкости, поскольку на ранних этапах развития Земли его практически не было в океане. Еще одним составляющим «коктейля жизни» был гидрооксид железа, более известный как «зеленая ржавчина», который мог реагировать даже с небольшим количеством кислорода и образовывать более сложные органические молекулы из аминокислот.

По словам Бардж, похожие геологические условия Земли на других планетах могут означать, что там тоже могла зародится жизнь. В частности, спутник Юпитера Европа и спутник Сатурна Энцелад также могут иметь гидротермальные источники на дне своих океанов под ледяными покровами.

Результаты 9-летних исследований биологов NASA проливают свет на то, как формируется жизнь в местах глубоко под водой, куда не проникает солнечная энергия. Открытие влечет за собой возможное нахождение органических веществ в будущих миссиях на Марсе и на экзопланетах, которые пока недоступны для действующих космических аппаратов.

«У нас нет конкретных доказательств, что жизнь в космосе существует. Но, понимание условий, которые необходимы для появления жизни могут помочь определить места, где она могла бы существовать», — говорит Лори Бардж.

Напомним, пару месяцев назад специалисты из Deep Carbon Observatory обнаружили, что в недрах Земли находится огромное количество живых организмов. Микробы живут при Чрезвычайно высоких температурах и ближе к ядру планеты их может быть еще больше.

После 10 лет исследований земной коры, группа из 1200 ученых совершила сенсационное открытие: на глубине в несколько километров под землей буквально кишит жизнь различных микроорганизмов, общая масса которых варьируется в диапазоне от 15 до 23 млрд тонн. К сравнению, эта цифра более чем в 300 раз превосходит массу всех людей на поверхности Земли.

Общий объем этих организмов настолько велик, что почти в два раза превосходит объем самой большой экосистемы на нашей планете — мирового океана — и составляет от двух до 2,3 млрд кубических километров.

The Guardian
Фото: The Guardian

Некоторые из найденных организмов могли существовать там в течение тысячелетий и размножаться при температуре в 121 градус по Цельсию.

Дальнейшие исследования почвы не только помогут объяснить истоки жизни на Земле, но и доказать, что подобные микроорганизмы могут существовать на планетах во всей Вселенной.

Следующие проникновения вглубь Земли также могут поставить под угрозу классическое разделение живых организмов в биологии на бактерии, археи и эукариоты, которое в 1977-м предложил американский микробиолог Карл Везе.