Начало жизни. В австралийских породах возрастом 3,5 млрд лет нашли органические молекулы

22 февраля 2021, 15:10
Цей матеріал також доступний українською

Исследователи из Германии обнаружили органические молекулы, заключенные в невероятно древних скальных образованиях в Австралии.

Это, по их словам, является первым подробным доказательством существования ранних химических ингредиентов, которые могли лежать в основе ранних микробных форм жизни на Земле.

Открытие, сделанное в формации Дрессер возрастом 3,5 млрд лет в кратоне Пилбара в Западной Австралии, дополняет значительное количество исследований, указывающих на древнюю жизнь в этой части мира.

В последние годы в гидротермальных породах формации Дрессер неоднократно появлялись сигналы о том, что, по всей видимости, является самой ранней из известных форм жизни на суше, при этом ученые обнаружили «неопровержимые доказательства» наличия микробных биосигнатур, датируемых временем 3,5 миллиарда лет назад.

Теперь, в новом исследовании, ученые определили следы специфической химии, которая могла позволить таким первичным организмам существовать, обнаружив биологически значимые органические молекулы, содержащиеся в залежах барита, минерала, образовавшегося в результате различных процессов, включая гидротермальные явления.

«В полевых условиях бариты напрямую связаны с окаменевшими микробными слоями, и они пахнут тухлыми яйцами, когда их только что поцарапали», — объясняет геобиолог Хельге Мисбах из Кельнского университета в Германии.

«Таким образом, мы подозревали, что они содержат органический материал, который мог служить питательными веществами для ранней микробной жизни», — пояснил он.

Для исследования Мисбах и его коллеги исследовали включения в баритах из формации Дрессер с химически стабильным минералом, способным сохранять жидкости и газы внутри породы в течение миллиардов лет. Исследователи обнаружили то, что они описывают как «интригующее разнообразие органических молекул с известной или предполагаемой метаболической значимостью».

Среди них были органические соединения уксусная кислота и метантиол, а также многочисленные газы, включая сероводород, которые могли иметь биотическое (живое) или абиотическое происхождение.

Хотя нельзя быть уверенным в точных связях, непосредственная близость этих включений в баритовой породе и соседних органических наростов предполагает, что древние химические вещества могли повлиять на первобытные микробные сообщества.

«Действительно, многие соединения, обнаруженные во флюидных включениях, содержащих барит… могли бы обеспечить идеальные субстраты для сернистых и метаногенных микробов», — пишут авторы работы.

Ранее НВ писал, что в 2019 году житель штата Виктория нашел в поле тяжелый кусок породы, который принял за золотой самородок — но оказалось, что на самом деле это метеорит.

Золотоискатель по имени Дэвид Хоул нашел этот камень в 2015 году в региональном парке Мэриборо недалеко от Мельбурна.

Во время поиска золота мужчина обнаружил нечто необычное — очень тяжелый, красноватый камень, покоящийся в желтой глине. Он взял его домой и попробовал все, чтобы открыть его, уверенный, что внутри камня был золотой самородок — в конце концов, Мэриборо находится в районе Голдфилдс, где австралийская золотая лихорадка достигла своего пика в 19 веке.

Чтобы вскрыть свою находку, Хоул попробовал пилу, угловую шлифовальную машину, дрель, даже поместил камень в кислоту, но даже кувалда не смогла сделать трещину. Это потому, что он так ломал не золотой самородок. Как он узнал несколько лет спустя, это был редкий метеорит.