Всюду жизнь. Ученые впервые обнаружили молекулу кислорода в другой галактике

24 февраля 2020, 22:04
Цей матеріал також доступний українською

Молекулярный кислород является ключевым компонентом воздуха, которым дышат люди, но теперь астрономы обнаружили его на расстоянии полмиллиарда световых лет.

Это открытие имеет большое значение для понимания решающей роли кислорода в эволюции планет, звезд, галактик и жизни вообще, уверяют астрономы.

Кислород является третьим наиболее распространенным элементом во Вселенной после водорода и гелия и является одним из ключевых компонентов для жизни здесь, на Земле. Молекулярный кислород является наиболее распространенной формой элемента на Земле и состоит из двух атомов кислорода с обозначением O2.

Тем не менее, несмотря на повсеместное распространение атомов кислорода и его значение для обитаемости, ученые десятилетиями боролись за обнаружение именно молекулярного варианта этого вещества в далеком космосе.

Теперь команда под руководством Цзюньчжи Вана, астронома Шанхайской астрономической обсерватории, сообщает об открытии молекулярного кислорода в галактике Маркариан -231, расположенной в 561 млн световых лет от Млечного пути.

Исследователи смогли обнаружить молекулу O2 с помощью наземных радиообсерваторий.

«Глубокие наблюдения» с 30-метрового телескопа IRAM в Испании и интерферометра NOEMA во Франции впервые выявили эмиссию молекулярного кислорода «во внешней галактике», — отметили Ван и его соавторы.

Исследователи обнаружили действительное присутствие в Маркариан-231 спектральных меток кислорода. Известно, что мощное излучение кислорода находится примерно в 32 615 световых годах от центра галактики и происходит в результате взаимодействия между активным молекулярным потоком и облаками внешнего диска.

Добавим, в течение последних 20 лет спутники успешно обнаружили молекулярный кислород в облаке Ро Офиучи и туманности Ориона, которые находятся соответственно в 350 и 1344 световых годах от Земли.

Измерения группы также показали, что содержание кислорода в Маркариан-231 было примерно в 100 раз выше, чем в уже упомянутой выше туманности Ориона, что говорит о том, что галактика могла подвергнуться гораздо более интенсивному варианту того же самого процесса расщепления молекул.

Исследователи предполагают, что следующее поколение радиообсерваторий, таких как очень большая матрица следующего поколения (ngVLA), может ускорить новое обнаружение внегалактического кислорода.