Расплавился при падении. В Швеции нашли осколок огромного метеорита

1 марта 2021, 16:10

Геологам удалось обнаружить в Швеции большой осколок метеорита, который упал около деревни Одален 7 ноября прошлого года.

По данным Шведского музея естественной истории, осколок метеорита размером с буханку хлеба и весит около 14 кг.

Когда-то он был частью более крупного космического камня, вероятно, весом более 9 тонн, который 7 ноября 2020 года создал впечатляющий огненный шар над городом Уппсала.

После этого удара ученые Шведского музея естественной истории вычислили вероятное место приземления и обнаружили несколько небольших фрагментов железного метеорита недалеко от деревни Одален. Осколки были размером около 3 мм в длину, но в ходе расследования были обнаружены валун и корень дерева, которые явно были поражены чем-то тяжелым.

Стокгольмские геологи Андреас Форсберг и Андерс Зеттерквист вернулись на место и нашли кусок гораздо большего размера — вероятно, тот, который и разбил валун. Осколок находился примерно в 70 метрах от того места, где были обнаружены фрагменты, частично застрявший во мхах. Одна сторона сплюснута и потрескалась, вероятно, от столкновения, а на метеорите имеются круглые углубления. По данным музея, эти углубления часто встречаются в железных метеоритах, и они образуются, когда космическая порода частично плавится во время прохождения через атмосферу.

«Это первый надежный пример недавно упавшего железного метеорита в нашей стране», — говорится в заявлении куратора Шведского музея естественной истории Дэн Хольтстама. Это также первый случай, когда какие-либо фрагменты метеорита, связанные с наблюдаемым огненным шаром, были обнаружены в Швеции за 66 лет.

«Поскольку теперь мы знаем, что это железный метеорит, можно точно построить модели падения метеорита, — сказал в своем заявлении астроном из Упсальского университета Эрик Стемпелс. — Весьма вероятно, что найденный метеорит это самая большая существующая часть после первоначально около 9-тонного космического камня. Вероятно, в этом районе остались какие-то более мелкие предметы».

Железные метеориты — это второй по распространенности вид метеоритов, падающих на Землю, после каменных метеоритов. Они берут начало в ядрах планет и астероидов, а это значит, что они могут содержать ключи к разгадке образования Солнечной системы.

Кроме того, в некоторых богатых железом метеоритах содержатся минералы, которых на Земле не было. Другие типы метеоритов содержат сложные органические соединения, возможно, намекая на то, как строительные блоки жизни первоначально попали на эту планету.

Ранее НВ писал, что сейсмологический центр Китая сообщил, что в среду, 23 декабря 2020 в 07:25 по местному времени (01:25 по Киеву) было зафиксировано падение объекта, похожего на метеорит.

Ученые полагают, что упавший в китайской провинции Цинхай объект, похожий на метеорит, мог быть радиусом до одного метра и массой около десяти тонн.

Предполагаемый низколетящий метеор осветил небо над городом Юйшу на северо-западе Китая 23 декабря. На видео с мероприятия в городе в китайской провинции Цинхай был показан яркий огненный шар, пролетавший по темному небу.

Китайские социальные сети сообщили, что произошла серия сильных взрывов, когда метеор, по всей видимости, достиг Земли. Метеорит был также замечен в небе пассажирами самолета, который летел из Сиана в Лхасу.