Кирпичик жизни. В Великобритании нашли обломок редкого метеорита

10 марта 2021, 08:01

Почти 300 г очень редкого метеорита, известного как углеродистый хондрит, пережили пролет через атмосферу Земли и приземлились на подъездной дорожке в небольшом городке Уинчкомб.

Исследователи подсчитали, что космический камень двигался со скоростью почти 14 км в секунду, прежде чем столкнулся с атмосферой Земли.

Метеорит был извлечен в таком хорошем состоянии, так быстро после его падения, что он сопоставим с образцами, возвращенными из космических миссий, как по качеству, так и по количеству материала.

Доктор Эшли Кинг, научный сотрудник отдела научных исследований и инноваций Великобритании в отделе наук о Земле Музея естественной истории, была одной из первых, кто прибыл на место происшествия, когда был обнаружен метеорит, и давала советы по обращению с метеоритом и уходу за ним.

«Почти все метеориты приходят к нам с астероидов, оставшихся строительных блоков Солнечной системы, которые могут рассказать нам, как образовались планеты, подобные Земле», — пояснила она.

Доктор Кэтрин Джой, научный сотрудник Университета Королевского общества Манчестерского университета, сказала: «Это чрезвычайно захватывающее научное событие, поскольку впервые за 30 лет в Великобритании упал и был обнаружен образец метеорита. Обычно нам нужно отправить космический корабль, чтобы собрать кусочки других миров, но на этот раз один из них попал прямо в наши руки! Мы с нетерпением ждем возможности использовать наши лаборатории в Манчестере и работать с нашими коллегами, чтобы исследовать, как формировались планеты в ранней Солнечной системе».

Доктор Ричард Гринвуд, научный сотрудник в области планетных наук в Открытом университете, был первым ученым, который идентифицировал метеорит и дал рекомендации по нему. Доктор Гринвуд признался: «Я был в шоке, когда увидел это, и сразу понял, что это редкий метеорит и совершенно уникальное событие».

После того, как метеорит был идентифицирован как подлинный, были составлены планы по его безопасному перемещению в Музей естественной истории, где за ним будут должным образом ухаживать, пока не начнется официальный процесс классификации, чтобы установить его достоверность и научную значимость.

На Земле около 65 тысяч известных метеоритов. Было зафиксировано падение только 1206, из них только 51 — углистые хондриты. Это первый известный углеродистый хондрит, обнаруженный в Великобритании, и первый метеорит, обнаруженный в Великобритании за 30 лет. Последним метеоритом, обнаруженным в Великобритании, был метеорит Глаттон, упавший в саду в 1991 году.

Углеродистые хондриты, подобные только что обнаруженному, состоят из смеси минералов и органических соединений, включая аминокислоты. Это самые примитивные материалы солнечной системы, которые могут предоставить уникальную информацию о том, где была образована вода и строительные блоки жизни, а также из чего сделаны планеты — это одни из самых больших вопросов, которые задает научное сообщество.

Ранее НВ писал, что геологам удалось обнаружить в Швеции большой осколок метеорита, который упал около деревни Одален 7 ноября прошлого года. По данным Шведского музея естественной истории, осколок метеорита размером с буханку хлеба и весит около 14 кг.

Когда-то он был частью более крупного космического камня, вероятно, весом более 9 тонн, который 7 ноября 2020 года создал впечатляющий огненный шар над городом Уппсала.

После этого удара ученые Шведского музея естественной истории вычислили вероятное место приземления и обнаружили несколько небольших фрагментов железного метеорита недалеко от деревни Одален. Осколки были размером около 3 мм в длину, но в ходе расследования были обнаружены валун и корень дерева, которые явно были поражены чем-то тяжелым.

Стокгольмские геологи Андреас Форсберг и Андерс Зеттерквист вернулись на место и нашли кусок гораздо большего размера — вероятно, тот, который и разбил валун. Осколок находился примерно в 70 метрах от того места, где были обнаружены фрагменты, частично застрявший во мхах. Одна сторона сплюснута и потрескалась, вероятно, от столкновения, а на метеорите имеются круглые углубления.