Космический ураган. В небе над Северным полюсом впервые зафиксировали шторм из плазмы

3 марта 2021, 10:30
Цей матеріал також доступний українською

Впервые ураган был обнаружен в верхних слоях атмосферы Земли. Спутники зафиксировали огромный поток плазмы высоко в магнитосфере.

Хотя физики никогда раньше не видели ничего подобного, обнаружение этого потока предполагает, что космические ураганы могут быть обычным явлением на нашей планете.

«До сих пор не было уверенности в существовании ураганов из космической плазмы, поэтому доказать это с помощью такого поразительного наблюдения невероятно», — сказал физик Майк Локвуд из Университета Рединга в Великобритании.

Ураганы в нижних слоях атмосферы Земли — обычное явление: мощные вращающиеся погодные системы вокруг относительно спокойного центра, сопровождаемые сильными ветрами и проливным дождем, которые могут нанести огромный ущерб за очень короткое время.

Они не редкость и для других тел: в частности, Юпитер и Сатурн — чрезвычайно бурные места, не говоря уже о бурлящих плазменных торнадо глубоко в атмосфере Солнца.

Новая работа показывает, что космические ураганы не отличаются от своих собратьев в нижних слоях атмосферы.

Ураган был 20 августа 2014 года и выявлен в ходе ретроспективного анализа, проведенного Шаньдунским университетом в Китае. Согласно данным, ураган возник над Северным полюсом, его диаметр достиг 1000 километров (621 миль).

Он развивался на высоте от 110 до 860 км и состоял из плазмы с множеством спиральных рукавов, вращающихся против часовой стрелки со скоростью до 2100 метров в секунду. Однако центр был почти неподвижен, как при ураганах на малых высотах.

В отличие от других ураганов, космический ураган направил электроны в ионосферу. Это произвело ошеломляющий эффект: огромное полярное сияние в форме циклона под ураганом. Все это длилось почти восемь часов.

Дождь заряженных частиц в ионосферу от солнечного ветра — это то, что обычно вызывает светящиеся зеленые полярные сияния на более высоких широтах Земли, но солнечные условия в то время были относительно спокойными. Поэтому команда обратилась к моделированию, чтобы определить, что вызвало плазменный шум.

«Тропические штормы связаны с огромным количеством энергии, и эти космические ураганы должны быть вызваны необычно большой и быстрой передачей энергии солнечного ветра и заряженных частиц в верхние слои атмосферы Земли», — пояснил Локвуд.

Команда смоделировала этот процесс и обнаружила, что пересоединяющееся межпланетное магнитное поле может создавать особенности, которые они наблюдали в космическом урагане, даже при слабом солнечном ветре. Фактически, слабый солнечный ветер может быть ключевым — он обеспечивает более эффективное магнитное пересоединение.

Это также означает, что такие штормы могут быть довольно частым явлением.

«Плазма и магнитные поля в атмосфере планет существуют по всей Вселенной, поэтому результаты показывают, что космические ураганы должны быть широко распространенным явлением», — сказал Локвуд.

Это также показывает, что даже когда геомагнитные условия относительно спокойны, космос может вызвать экстремальные погодные условия, которые могут повлиять на жизнь на Земле и в небе над ней.

Ранее НВ писал, что австрийские ученые измельчили небольшой кусочек марсианского метеорита «Черная красавица» и использовали его для выращивания экстремофильных микробов.

Это не только демонстрирует, что жизнь действительно может существовать в реальных марсианских условиях, но и дает астробиологам новые маркеры, которые они могут использовать для поиска признаков древней жизни в коре Марса.

«Черная красавица — одно из самых редких веществ на Земле, это уникальная марсианская брекчия, образованная различными частями марсианской коры (возраст некоторых из которых составляет 4,42 ± 0,07 миллиарда лет) и выброшенная миллионы лет назад с поверхности Марса» — сказала астробиолог Татьяна Милоевич из Венского университета в Австрии.

«Нам пришлось выбрать довольно смелый подход — раздробить несколько граммов драгоценного марсианского камня, чтобы воссоздать возможный вид самой ранней и простейшей формы жизни Марса», — добавила она.