Уникальная. Ученые узнали правду о галактике без темной материи

5 июня 2019, 08:55

Международная группа ученых исследовала массу и расстояние к одной из галактик, которая была предметом разногласий. Ранее считалось, что в этой галактике нет темной материи, но новое исследование доказывает обратное.

Ровно год назад ученые из Йельского университета заявили, что обнаружили галактику, в которой нет темной материи. По их данным, система звездных скоплений со сложным названием NGC1052-DF2, которая расположена в созвездии Кита на расстоянии около 64 млн световых лет от Земли, имеет массу, которая сопоставима с количеством обычной материи внутри нее.

Это означает, что в NGC1052-DF2 нет темной материи, что довольно странно, поскольку этот важнейший компонент Вселенной необходим для рождения и формирования звезд. Кроме того, именно темная материя отвечает за более быстрое движение Вселенной, в сравнении с текущими расчетами ее массы.

Обнаружение целой галактики совсем без темной материи было необъяснимым открытием для научного сообщества астрофизиков, поскольку, считалось, что этот элемент преобладает даже над обычной материей во всех уголках Вселенной.

«В течение десятилетий мы думали, что галактики начинают свою жизнь как капли темной материи. После этого происходит все остальное: газ падает в ареолы темной материи, газ превращается в звезды, они медленно накапливаются, и в результате появляются галактики, подобные Млечному пути. NGC1052-DF2 бросает вызов нашим представлениям об образовании галактик», — говорил автор прорывного исследования Питер ван Доккум из Йельского университета.

YouTube/Anton Petrov
Фото: YouTube/Anton Petrov

Но, спустя год, международная группа ученых под руководством команды из Канарского института астрофизики решила проверить рассчеты ван Доккума, и убедиться, действительно ли в этой странной галактике совсем нет места для темной материи.

Как пишет Science Alert, используя пять отдельных методов космических исследований, включая фотометрию с космического телескопа Hubble и обсерватории Gemini, астрономы заново рассчитали расстояние к галактике NGC1052-DF2. После нескольких серии подсчетов ученые установили, что обделенная темной материей галактика находится на 22 млн световых лет ближе, чем считалось ранее.

Проблема в том, что с расстоянием в 42 млн световых лет от Земли значительно изменится и масса предполагаемой галактики: по новым подсчетам она весит всего половину, от того числа, которое утвердили ранее, а масса всех звезд в галактике и вовсе в четыре раза меньше, чем подсчитали специалисты из Йельского университета год назад.

Основываясь на новых данных, ученые заявили, что пропорция обычной материи в NGC1052-DF2 все же меньше, чем масса этой галактики. Недостающей переменной в новом уравнении как раз и является темная материя.

asmasca.files
Фото: asmasca.files

Исследование экспертов из Канарского института астрофизики опровергает, что движение скоплений звезд в этой галактике было слишком медленным из-за отсутствия темной материи, поскольку с новой определенной массой скорость движения соответствует норме.

«С этим пересмотренным расстоянием, галактика выглядит довольно обычной, с низкой поверхностной яркостью, в которой достаточно места для темной материи», — написали авторы опровергающего исследования.

Примечательно, что это может стать не единственным опровержением существования галактик без темной материи, — команда Питер ван Доккум также установила, что еще одна галактика NGC1052-DF4 может существовать без главного вещества во Вселенной.

Физики из Университета Нового Южного Уэльса в Австралии уже заявили, что представители Йеля могли вновь ошибиться с расчетами расстояния и массы галактики.

Напомним, несколько месяцев назад ученые из Института физики и математики Вселенной в Касиве, что на юго-востоке Японии, составили карту того, как формировалась и развивалась темная материя, начиная с периода зарождения Вселенной.

На основе своих расчетов, астрофизики пришли к выводу, что Вселенная может расширяться значительно медленнее, чем принято считать. Такое заявления ставит под сомнение точность общей теории относительности Эйнштейна и Стандартной модели физики в целом, согласно которым Вселенная расширяется гораздо быстрее.

«Если дальнейшие данные покажут, что мы определенно правы, — это означает, что что-то отсутствует в нашем текущем понимании Стандартной модели и общей теории относительности. С дальнейшей работой, если у нас получится быть еще более точными, мы сможем найти что-то конкретное. Это большой мотивационный фактор для меня», — говорил автор исследования Тиаки Хикаге.