Польза технологий. Искусственный интеллект распознал подлинность полотна Ренуара

22 ноября, 06:20
Фрагмент картины Портрет женщины (Габриэль) (Фото:Art Recognition)

Фрагмент картины Портрет женщины (Габриэль) (Фото:Art Recognition)

Швейцарская компания Art Recognition задействовала нейросеть для того, чтобы определить аутентичность картины «Портрет женщины (Габриэль)». Выяснилось, что она действительно принадлежит кисти выдающегося живописца.

Картина, принадлежащая частному коллекционеру, была оценена аукционным домом Sotheby’s в 100 000−150 000 фунтов (около $118 000−170 000). Однако искусствоведы спорили о ее подлинности.

Видео дня

Когда Институт Вильденштейна—Платт­нера, разрабатывающий каталоги-резоне полотен Ренуара, отказался включить Габриэль в свой листинг, владелец портрета обратился к Art Recognition.

Специалисты компании использовали фоторепродукции 206 подлинных картин живописца и их фрагменты, чтобы обучить ИИ-алгоритм распознавать его мазки и варианты сочетания цветов. Для повышения точности они также натренировали нейросеть на работах других художников с похожим стилем, писавших произведения в одно время с французским импрессионистом.

В результате технология определила, что с вероятностью 80,58% Портрет женщины принадлежит кисти Ренуара.

После этого владелец картины обратился к парижским экспертам GP.F.Dauberville&Archives Bernheim-Jeune, издающим собственные каталоги-резоне произведений Ренуара. Проведя научный анализ пигментов портрета, они также подтвердили подлинность Габриэль.

Искусствовед Бендор Гросвенор выразил обеспокоенность тем, что такие технологии могут обесценить вклад экспертов в оценку подлинности полотен.

«Пока методы, используемые для обучения ИИ-программ, и тот факт, что компания судит об атрибуции только по фотографии с iPhone, не впечатляют», — сказал он.

Также ценители искусства уверены, что точность ИИ зависит от качества картин, на которых он обучался. Если произведения поддельные или содержат подкрашенные области, это повлияет на работу системы и создаст еще большую неопределенность.

«Много картин старых мастеров повреждены и изуродованы слоями грязи и краски, и без криминалистического осмотра невозможно определить, является работа оригиналом или нет», — добавил он.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X