Астрофизики нашли новый вид черных дыр, а также самую легкую нейтронную звезду. Как им это удалось?

10 ноября 2021, 20:04
НВ Премиум
Гравитационные волны — это рябь в ткани пространства-времени, спровоцированная самыми мощными космологическими событиями вроде слияния двух черных дыр или нейтронных звезд (Фото:R. Hurt/Caltech-JPL)

Ученые выпустили самый большой на сегодняшний день каталог обнаруженных гравитационных волн — теперь за все время наблюдений количество их обнаружений приблизилось к сотне. Подобные наблюдения проливают свет на самые мощные космические события.

Существование гравитационных волн было предсказано более 100 лет назад Альбертом Эйнштейном. Это рябь в ткани пространства-времени, спровоцированная самыми мощными космологическими событиями.

В большинстве случаев их вызывают слияния двух черных дыр — мощнейшее гравитационное взаимодействие запускает «вибрацию», проходящую сквозь все пространство-время. Фиксируя гравитационные волны, исследователи могут по их форме и частоте определять, какие именно объекты участвовали в «аварии», их массу, а также расстояние от Земли.

Впервые зафиксировать их удалось лишь в 2015 году. С тех пор, у нас было три основных рабочих детектора — два, принадлежащих Лазерно-интерферометрической гравитационно-волновой обсерватории (LIGO) в США и один — обсерватории Virgo в итальянской Пизе. Именно они и сформировали коллаборацию, которая каталогизирует все наблюдаемые гравитационные волны. В феврале 2020 к сотрудничеству подключился детектор KAGRA в Японии.

Последняя серия обнаружений, сделанных во время кампании по измерениям, которая началась в ноябре 2019 года и закончилась в марте 2020 года из-за пандемии COVID-19, довела общее количество зарегистрированных наблюдений гравитационных волн до 90. Менее, чем за полгода ученым удалось зафиксировать 35 подобных событий — это лучший результат за всю историю наблюдений.