В далекой галактике. Ученые нашли первую планету за пределами Млечного Пути

29 сентября 2020, 12:23

Астрономы обнаружили за пределами Млечного Пути объект, похожий на экзопланету. Если данные подтвердятся, это будет первая известная планета другой галактики.

Астрофизики из Гарвард-Смитсоновского центра в США уверяют, что нашли убедительные доказательства существования планеты, вращающейся вокруг пары звезд в далекой галактике M51.

Человечеству известно около четырех тысяч экзопланет. Однако все они находятся в Млечном Пути. Более того, почти все они расположены в пределах тысячи световых лет от Солнца, то есть в ближайших по галактическим меркам его окрестностях.

Правда, изредка поступают сообщения об открытии планет за пределами Млечного Пути. Но все такие результаты небесспорны. До сих пор свидетельства о существовании внегалактических экзопланет были лишь косвенными. Планеты настолько тусклые по сравнению со звездами, вокруг которых они вращаются, что мы можем сделать вывод об их присутствии только по тому, как они влияют на гравитацию (лучевую скорость) или яркость (транзиты) звезды.

Большинство экзопланет были обнаружены с помощью метода транзита, который включает наблюдение за падением яркости, вызванным планетами, проходящими перед своими звездами.

Команда нашла доказательства того, что объект размером с Сатурн — потенциально газовый гигант — прошел перед одной из звезд в двойной системе. Но поскольку он вращается примерно на том же расстоянии, что и Сатурн от нашего Солнца, могут пройти десятилетия, прежде чем он сделает оборот снова, заблокировав свет родительской звезды. Характерный провал обнаружился в рентгеновском излучении небесного тела.

Объект M51-ULS-1 — это очень мощный источник рентгеновских лучей. В одном только рентгеновском диапазоне он излучает в миллион раз больше энергии, чем Солнце на всех длинах волн вместе взятых. Благодаря своей яркости это небесное тело хорошо заметно в земные рентгеновские телескопы, несмотря на то, что находится оно в галактике M51 в 23 миллионах световых лет от Земли.

При дальнейшем анализе падение яркости рентгеновского излучения было симметричным и длилось около трех часов. Это было очень похоже на изменения яркости, наблюдаемые, когда экзопланета проходит перед ближайшей звездой. Одно из возможных объяснений этого заключается в том, что планета размером с Сатурн в этой солнечной системе загораживала сигнал, когда она двигалась по двойной орбите.

Ди Стефано и ее команда отмечают, что другие варианты, такие как переход белого карлика через систему, не соответствуют тому, что мы знаем об этой части галактики Водоворот.

Будет сложно подтвердить, что M51-ULS-1b — внегалактическая планета. В конце концов, галактика M51 находится на расстоянии 23 миллионов световых лет от нас. Даже такие инструменты, как космический телескоп Джеймса Уэбба, не смогут заметить столь далекие детали.

Ранее НВ писал, что летом 2020 года Очень Большой телескоп VLT ESO получил первый в истории снимок молодой солнцеподобной звезды, вокруг которой вращаются две гигантских экзопланеты.

Прямые снимки систем экзопланет крайне редки и до сих пор астрономам никогда не удавалось прямо наблюдать более одной планеты, обращающейся вокруг звезды, похожей на Солнце, подчеркнули сотрудники Европейской Южной обсерватории.

С помощью телескопа VLT был получен первый прямой снимок планетной системы у подобной нашему Солнцу звезды TYC 8998−760−1, расположенной примерно в 300 световых годах от Земли.

«Это открытие дает нам картину планетной системы, очень похожей на нашу Солнечную, но находящуюся на гораздо более ранней стадии своей эволюции», — говорит Александр Бон, докторант Лейденского университета в Нидерландах, руководитель нового исследования.